CINEMA AND PHOTO DOCUMENTS ABOUT E.K. BRESHKO-BRESHKOVSKAYA IN RUSSIAN STATE ARCHIVE OF CINEMA AND PHOTO DOCUMENTS AND RUSSIAN STATE ARCHIVE OF LITERATURE AND ART

Print

CHERTILINA M.A.

CINEMA AND PHOTO DOCUMENTS ABOUT E.K. BRESHKO-BRESHKOVSKAYA IN RUSSIAN STATE ARCHIVE OF CINEMA AND PHOTO DOCUMENTS AND RUSSIAN STATE ARCHIVE OF LITERATURE AND ART

М.А. ЧЕРТИЛИНА

КИНОФОТОДОКУМЕНТЫ О Е.К. БРЕШКО-БРЕШКОВСКОЙ В РОССИЙСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ АРХИВЕ КИНОФОТОДОКУМЕНТОВ И РОССИЙСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ АРХИВЕ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСКУССТВА

Annotation / Аннотация

In the article life and activity of E.K. Breshko-Breshkovskaya on the base of archival cinema and photo documents that imprints the legendary Grandmother of the Russian Revolution is researched.

В статье исследуется жизнь и деятельность Е.К. Брешко-Брешковской на основе архивных кино- и фотодокументов, запечатлевших легендарную «бабушку русской революции».

Keywords / Ключевые слова

Source, The February Revolution of 1917, cinema documents, photo documents, Russian State Archive of Cinema and Photo Documents, Russian State Archive of Literature and Art. Источник, Февральская революция 1917 г., кинодокументы, фотодокументы, Российский государственный архив кинофотодокументов, Российский государственный архив литературы и искусства.

Ключевые слова / Keywords

Источник, Февральская революция 1917 г., кинодокументы, фотодокументы, Российский государственный архив кинофотодокументов, Российский государственный архив литературы и искусства. Source, The February Revolution of 1917, cinema documents, photo documents, Russian State Archive of Cinema and Photo Documents, Russian State Archive of Literature and Art.

ЧЕРТИЛИНА Марина Анатольевна – главный специалист отдела информационного обеспечения Российского государственного архива кинофотодокументов (РГАКФД), аспирант Историко-архивного института РГГУ, г. Красногорск Московской области; 8-495-563-39-96; This e-mail address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it

В 2012 г. исполняется 95 лет революционным событиям, изменившим судьбу нашей страны и ее граждан. Интерес для исследователя представляют не только события революции, но и участники революционного движения, ее герои и вдохновители.

Выбор для исследования Екатерины Константиновны Брешко-Брешковской объясняется особой ролью, которую она играла в партии социалистов-революционеров, да и в истории России. В неопубликованной статье «Е.К. Брешковская и ее друзья в истории России», авторство которой приписывается А.Ф. Керенскому, о ней сказано: «Жизнь Катерины Брешковской - живая история целого столетия, она прошла путь от крепостного права, черной реакции императора Николая I до красной реакции Ленина, коммунизма. Никогда и нигде в истории на расстоянии одной человеческой жизни события не развивались с такой стремительностью» .

Особую важность исследованию придает тот факт, что эта крупная фигура в силу понятных причин в советский период была обойдена вниманием историков. Несмотря на наличие огромной источниковой базы, почти не введенной в научный оборот, серьезные работы, посвященные жизни и деятельности Брешковской, отсутствуют. Полностью отсутствуют исследования кино и фотодокументов, запечатлевших неординарную личность революционерки.

В советской историографии в качестве общепринятой утвердилась определенная точка зрения на эту историческую фигуру, вследствие чего Брешковская заняла место в обширном ряду деятелей, якобы отставших от исторического процесса и не заслуживающих особого внимания исследователей. Фактически советские историки получили четко ограниченные рамки рассмотрения этой фигуры, выход за которые был практически невозможен .

Целью предпринятого автором исследования является расширение источниковой базы и введение в научный оборот кинофотодокументов Российского государственного архива кинофотодокументов (РГАКФД) и Российского государственного архива литературы и искусства (РГАЛИ) о жизни и деятельности «бабушки русской революции» на базе фундаментальных источников.

Е.К. Брешко-Брешковская представляет собой крайне редкий, уникальный пример политического долгожительства - ни один из известных революционеров ее поколения не принимал столь активного участия ни в политической жизни десятых годов XX в., ни тем более в революциях 1917 г. и в событиях, последовавших за ними. «Киевская Коммуна», «хождение в народ», двадцатилетнее заключение и т.д. — вся жизнь Брешковской четко делится на ряд периодов, различных по протяженности и событийной насыщенности. При этом имя Брешковской всегда связывалось, прежде всего, с партией социалистов-революционеров, в программе которой нашли соответствующее выражение народнические взгляды самой Брешковской .

Екатерина Константиновна Брешко-Брешковская родилась 13 января (26 января по н.с.) 1844 г. в семье богатого помещика Константина Вериго. В семье было пятеро детей - Екатерина была средней. Все получили прекрасное образование, владели иностранными языками. Очень хорошо относились к крепостным крестьянам, придерживались либеральных взглядов.

В 1863 г. Екатерина уезжает в Санкт-Петербург получать образование. Ее либеральные взгляды и бунтарская натура заставляют ее работать, она становится гувернанткой в богатой семье. Отец, чтобы вернуть дочь, образует в поместье пансион благородных девиц. Но Екатерина настаивает, чтобы была создана школа для крестьянских детей, где она сама и будет впоследствии преподавать. Десять лет она работала в крестьянской школе, организовала ссудо-сберегательные кассы, артели, общества взаимопомощи. В школе она знакомится с будущим мужем Николаем Брешко-Брешковским - помещиком и мировым судьей. Вскоре школу и крестьянские кассы закрывают по доносу соседей, которые обвинили Екатерину в антиправительственной пропаганде.

В 1873 г. Екатерина сближается с революционерами, проповедующими идею «хождения в народ». Ей, как человеку эмоциональному, ближе идеи М.А. Бакунина , когда выходцы из дворянских семей представляют себя крестьянами, для этого у них должна быть соответствующая одежда, говор, они должны научиться тому или иному ремеслу. Двигаясь от деревни к деревни, под видом мастеровых, вести разъяснительную революционную работу, среди крестьян.

В 1874 г. была подготовлена первая группа «народников», в которую входила и Екатерина. «Она бросила довольство, семью и, что всего дороже, мужа и ребенка и посвятила всю себя, всю свою жизнь революционной деятельности», - восторженно вспоминает ее друг и соратник И.И. Попов . Или, как пишет сама Брешковская: «Я сожгла за собой все мосты и навсегда отказалась от условностей. Из старой жизни в новую я перешла одна» .

Итак, Екатерина, под именем солдатки Феклы Косой, ходит по деревням, представляя себя красильщицей. «В это время ей 28 лет. Изыскано воспитанная, даже избалованная она смело пошла в народ, не смущаясь лишениями, тем, что ей пришлось коренным образом изменить свои привычки» . Продержалась она дольше всех своих соратников - 3 месяца, затем была арестована, выдала ее крестьянка, увидевшая в ее котомке карты и книги. У Екатерины были найдены прокламации. Она и все ее друзья оказались в Петропавловской крепости. 3 года и 4 месяца длилось следствие, в январе 1877 г. состоялся так называемый «Процесс 193-х», на котором Екатерина была приговорена к 5 годам каторжных работ. По этапу отправлена на Карийскую каторгу, став первой женщиной-политкаторжанкой. Через некоторое время переправлена на поселение в Баргузин, восточнее озера Байкал, где встречается со своими единомышленниками и готовит побег, состоявшийся в конце весны в 1881 г. Они наняли проводника, видимо, неопытного, тот заблудился и сбежал от них. Группа блуждала в лесах, и скорее всего погибла бы, если бы их не нашел жандарм, который и стал их спасителем.Она снова была осуждена - на 4 года каторжных работ и 40 ударов плетей (плети были отменены) и отправлена на Кару, затем на поселении в Селенгинск и, наконец, в Иркутск.

В 1896 г. по амнистии в честь коронации Николая II Екатерина возвращается в европейскую часть России и переходит на нелегальное положение. Вместе с Г.А. Гершуни становится одним из организаторов партии социалистов-революционеров. Она не стремится к лидерству в партии, являясь ее «мотором». Лидером партии становится Азеф . Стоит напомнить, что партия эсеров имела боевую организацию: на их счету убийство министра внутренних дел Плеве, великого князя Сергея Александровича. А Брешко-Брешковская была одним из инициаторов создания боевой организации и главным вербовщиком террористов в первые годы существования этой организации . Она очень деятельна, полна энергии, огромная работоспособность Екатерины Константиновны поражала многих. Она считает, что необходима национализация земли и передача ее крестьянским общинам, она ездит в деревни и говорит об этом.

В 1903 г. Брешко-Брешковская эмигрировала в Женеву, где работала вместе с Н.В. Чайковским и В.М. Черновым. Ездила в США для сбора денег на нужды партии, и надо отметить, что она с этим всегда прекрасно справлялась. Узнав о революции 1905 г. возвращается в Россию. «Бабушка вся ушла в революционную работу и в партии с.-р. Пользовалась исключительным влиянием. Это положение в партии не сделало из Е.К. “генерала от революции”. Она выполняла всякую работу, не отличая “больших дел” от “малых”. Она разъезжала по России и организовывала всюду кружки молодежи, интеллигентов, рабочие и крестьянские организации. Со всеми она находила общий язык. Понимала их душу и становилась для каждого близким и дорогим человеком», - вспоминал о ней ее современник И.И. Попов . В 1907 г. ядро партии социалистов-революционеров было выдано властям Азефом. Брешко-Брешковская была арестована, почти три года пробыла в Петропавловской крепости, затем сослана в Сибирь, а потом еще дальше - в Киренск.

В 1912 г. А.Ф. Керенский со специальной комиссией едет в Сибирь защищать политических заключенных по делу о «Ленских приисках». Керенский знает о Брешко-Брешковской как о легендарной личности, мечтает с ней познакомится, он специально едет для этого в Киренск. Они познакомились, говорили, и Керенский просил Екатерину Константиновну писать ему. Эта встреча в Киренске свела двух неординарных людей и уже на протяжении всей жизни Брешковской они поддерживали отношения и помогали друг другу.

В 1913 г. Брешковская задумывает побег. «Керенский на основании беседы своей с Е.К. Брешковской и ее друзьями, утверждает, что больная старуха согласилась на побег только из-за невозможности условий, создавших для нее длительную моральную и физическую пытку», - вспоминает И.И. Попов . Невозможно не поражаться энергии и стойкости этой женщины - ей уже 69 лет! Она переодевается в мужское платье и добирается почти до Иркутска, но оказалась схвачена жандармами. «Бабушку» заключили в Иркутскую тюрьму; на двери камеры наложили печати, приставили часовых, не давали свиданий, не допускали в большинстве случаев передачи, в таких условиях «бабушка» просидела два года .

В 1914 г. она была отправлена в Якутск, ее хотят сослать еще дальше - к Ледовитому океану, в Нижне-Колымск. Популярность Екатерины Константиновны была невероятной: проходят митинги в ее поддержку. В Якутске она пробыла недолго, ее ссылают в Минусинск из-за болезни, там условия лучше - горный воздух и мягкий климат, большой круг интеллигенции. Здоровье ее начало поправляться. До Февральской революции 1917 г. она находится в Минусинске.

После победы Февральской революции, уже 4 марта 1917 г. к Брешко-Брешковской пришли члены Минусинской городской думы выразить свое почтение. Для возвращения в Москву ей был предоставлен специальный вагон, в котором она едет целый месяц - люди хотят ее видеть, в каждом большом городе она выступает. Ее встречали гарнизонные войска с оркестром, рабочие, крестьяне, интеллигенция. В Москве чествовали в городской Думе, в комитете общественных организаций, в Совете рабочих депутатов и других учреждениях. То же происходило в Петрограде, где ее встречает А.И. Керенский. После встречи Керенский увозит ее к себе домой, где знакомит с семьей, и это знакомство поддерживается до конца ее жизни.

Наступает период расцвета деятельности Е.К. Брешко-Брешковской. Она сопровождает Керенского, он прислушивается и советуется с ней. По воспоминаниям Роберта Локкарта о Брешковской: «Речь ее звучала очень легко, самыми простыми словами - для народа. Люди плакали, проститутки отказывались от своей профессии… Женщины срывали украшения и бросали на сцену» .

Екатерина Константиновна становится советником Керенского, его секретарем. Он не отпускает ее надолго, хотя она по своей натуре индивидуалистка, ей нравится ездить по стране, участвовать в митингах и собраниях, вести разъяснительную работу. Жизнь в Петрограде, в анфиладах фрейлин Зимнего дворца, претит Брешковской. Но она понимает как важно ее пристутствие для Керенского, особенно после июльского кризиса.

Екатерина Константиновна принимает участие в работе Государственного совещания (12-15 августа 1917 г.) в Москве, являясь делегатом от Исполкома Всероссийского Совета крестьянских депутатов. В выступлении 15 августа «от русской истории» по выражению А.Ф. Керенского, к единению были призваны и интеллигенция и капиталисты, причем последние должны быть поставлены под самый строгий со стороны правительства контроль, ибо «на их душе громадный грех» .

Одним из главных лозунгов Брешковской в 1917 г. было продолжение войны до победного конца в союзе с Антантой против Германии, участие в которой она расценивала как необходимое условие для последующего вхождения России в число демократических стран Европы. Но идея о продолжении войны, которую она проповедовала на средства заинтересованных в ней американцев, была крайне непопулярна среди уставшего от войны и не понимающего ее целей народа. Коалиция с представителями либеральных партий, в которой Брешковская видела защиту от диктатуры большевиков и единственное средство мирного доведения страны до Учредительного собрания, также не встретила понимания в обществе.

Еще в первой половине 1917 г. Брешковская выступала за более активные действия Временного правительства в области внутренней политики, в частности, за немедленную передачу земли крестьянам, что было одним из главных лозунгов большевиков, привлекавшим на свою сторону народные массы. Но проведение в жизнь единственной популярной инициативы Брешковской было отложено до созыва Учредительного собрания и так и не было реализовано.

После Октябрьской революции 1917 г., ею категорически не принятой, Брешковская участвует в работе Комитета членов Учредительного собрания (Комуч) в Самаре в 1918 г. (ей 75 лет). В 1919 г. Брешковская в Сибири сотрудничает с чехословацким корпусом, ее называют «бабушкой чехословацкой армии». Для сбора денег для чехословацкой армии Брешковская отправляется в Америку к своим друзьям, где получает очень крупные суммы. Волею случая Екатерина Константиновна оказывается в Праге, где президент Т.Г. Масарик поддерживает революционеров. В Карпатах находятся поселения русинов , которые ведут нищенское, унизительное существование. Брешковская решает остаться там и употребить деньги, которые она добыла для чехословацкой армии, на создание пансионатов для русинов. В свои преклонные годы она с большой энергией отдалась этой деятельности, и ей многое удалось.

В 1920-е гг. Брешковская узнает адрес А.Ф. Керенского в Лондоне, у них завязывается переписка. Она вводит его в круг своих знакомых, помогает справиться с финансовыми трудностями, поддерживает советами. Так, она настаивает, чтобы Керенский начал выпуск газеты «Дни», находит для этого проекта деньги. Газета стала выходить и пользоваться популярностью.

Сама же Екатерина Константиновна живет очень скромно на куриной ферме, в местечке Хвалы под Черницы близ Праги. Постепенно она теряет зрение. Описывая свою жизнь на ферме, она говорит, что «самая экзотическая и старая курица - это она».

Умерла Екатерина Константиновна Брешко-Брешковская 14 сентября 1934 г. в возрасте 90 лет. Ее друзья хотели похоронить эту уже очень пожилую женщину тихо, но вмешались чехословацкие легионеры. Похороны получились многотысячными.

В российских архивах можно найти большое количество документов, относящихся к деятельности Екатерины Константиновны Брешко-Брешковской, в том числе за разные периоды ее жизни и деятельности в Российском государственном архиве литературы и искусства (РГАЛИ). Письма, которые писала она и письма, которые писали ей, статьи, материалы следственных дел, воспоминания соратников и современников . Но, к большому сожалению, исследователей, интересующихся этими уникальными документами, невелико и количество работ по данной проблематике. Но совершенно отсутствуют исследования, обращающиеся к изобразительным документам как к документальному источнику. Кино- и фотодокументы не используются и полностью игнорируются исследователями, даже как иллюстративный материал. Тем не менее, аудиовизуальные источники существуют и ждут своего исследователя. В данной работе делается попытка выявить и систематизировать кино- и фотоматериалы, находящиеся на хранении в российских архивах и таким образом расширить источниковую базу по данной тематике, тем самым облегчив работу исследователей, интересующихся неординарной личностью Е.К. Брешко-Брешковской.

В Российском государственном архиве кинофотодокументов находятся на хранении уникальные кинокадры, запечатлевшие Е.К. Брешко-Брешковскую. Все 4 коротких сюжета относятся к периоду Февральской революции 1917 г.

В первом сюжете Екатерина Константиновна запечатлена операторами Скобелевского комитета в киножурнале «Свободная Россия. Выпуск 10. 14 августа 1917 года» . Сюжет киножурнала, посвященный Брешковской, делится на три короткие части, и подразделяют его, в том числе, и титры: «Бабушка русской революции Е.К. Брешко-Брешковская». На скамье сидит очень пожилая женщина, опираясь на тросточку. Из под белого платка выбиваются совершенно седые волосы. На ней надеты светлые юбка и свободная светлая кофта. Несколько усталый и умиротворенный вид имеет так называемая «бабушка».

Следующая надпись: «Бабушка и внучек» Е.К. Брешко-Брешковская и А.Ф. Керенский». Но сами кадры этого сюжета в киножурнале отсутствуют. В то же время есть кадры съемки в кинодокументе под № 10691 (архивное название «Исторический материал 1917-1924 гг.»), которые полностью соответствуют тому сюжету, который должен находиться в киножурнале «Свободная Россия». А именно - Е.К. Брешко-Брешковская в той же одежде, в том же парке беседует с А.Ф. Керенским. Он в военной форме, правая рука на уровне груди за полочкой френча. Они улыбаются, раскланиваются перед камерой, переговариваются. Через несколько мгновений подходит еще один человек.

Последняя часть сюжета - это надпись: «Бабушка беседует с раненым». Екатерина Константиновна сидит на той же лавке, рядом с ней бородатый мужчина в больничной одежде. Они сидят вполоборота друг к другу. Позируют перед камерой, в их поведении чувствуется неловкость и скованность.

Можно с уверенностью сказать, что все три части сюжета снимались в одно и то же время, в одном и том же парке. Съемка приближена к фотографическому портретному принципу, некоторое оживление вносит Керенский. И «выпавшая» часть из сюжета о Брешковской, где она снята с Керенским, несомненно, относится к съемкам журнала «Свободная Россия», по каким-то причинам не смонтированного полностью. Она находится в другой коробке, где хранятся разрозненные сюжеты киносъемок. Необходимо отметить, что в оригинальном контратипе отсутствует этот сюжет. Негатив не сохранился. Эта находка позволит, после перемонтажа, иметь на хранении полноценный киножурнал «Свободная Россия», об уникальности кадров которого не приходится говорить.

Следующий сюжет о Брешковской из киножурнала «Кинонеделя» № 19 , он сопровождается интересными титрами: «Самара. Слухи о смерти Брешко-Брешковской не подтверждаются». Датируется этот выпуск журнала 1918 г., но съемка явно из журнала «Свободная Россия» за 14 августа 1917 г., где Екатерина Константиновна одна сидит на лавке - та же самая одежда, то же самое место в парке, да и поза та же самая. В 1918 г. Брешковская действительно находилась в Самаре, она участвовала в работе Комитета членов Учредительного собрания, но кадры явно относятся к более ранним съемкам в Петрограде. Можно предположить, что эти кадры были позаимствованы для опровержения слухов о смерти Брешковской, что, возможно, было важно в тот период времени. Эта «фальсификация» с использованием изображения за более ранний период времени, вероятно, послужила опровержением «фальсификации» факта ее предполагаемой смерти. Отношение к кино- и фотосъемке в первой половине XX в., да и много позднее, носило только агитационно-пропагандистский характер, изобразительный документ не являлся историческим источником. Отношение к таким «мелочам» как дата съемки не имела важного значения.

Последний, четвертый сюжет запечатлел участников Государственного совещания, проходившего в Москве 12-15 августа 1917 г., среди них и Е.К. Брешко-Брешковская. Это фильм снят операторами Скобелевского комитета . Интересно отметить, что само заседание Государственного совещания не снималось на пленку. В центре внимания кинематографистов оказались политические группы, а также собравшиеся перед входом в зал заседаний. Интересно рассмотреть, как показаны в источниках легендарные личности, одной из которых является Брешко-Брешковская. В фильме мы видим как подъезжает черный крытый автомобиль, из него выходит человек и подает руку выходящей Е.К. Брешковской. Она приветливо улыбается в камеру. Настроение у нее оптимистичное . На фоне ранее описанных кадров Екатерина Константиновна не выглядит такой уж «бабушкой», она элегантно одета: на ней темный пиджак и длинная юбка. На голове небольшая темная шляпка, украшенная спереди бантом или цветком.

Эти несколько кинокадров, сохранившихся в РГАКФД, уникальны и очень важны для исследователей. Они уникальны не только по содержанию, но дают и подтекстовую информацию, которая показывает значимость фигуры Брешковской на политической арене. Не все политические деятели того времени удостоились чести быть запечатленными на пленку. Брешковскую снимали отдельно, в парке с раненым, с Керенским, о чем говорят три ранее описанных сюжета. Ей посвящена первая часть киножурнала «Свободная Россия», который был одним из самых популярных и значимых в этот период.

При анализе архивных фотодокументов, запечатлевших Е.К. Брешко-Брешковскую (12 ед. хр), необходимо отметить, что 7 единиц хранения относятся к периоду Февральской революции 1917 г., в своем большинстве это портреты; 2 ед.хр - это более ранние съемки, они особенно ценны и уникальны. На одной из фотографий Брешковская снята в 1877 г., ей 33 года, возможно, это единственная сохранившиеся фотография в ее относительно молодые годы. На втором снимке она в папахе и шинели, среди других участников «Процесса 193-х». В архиве хранится негатив с их портретами .

Еще один фотодокумент - Брешковская среди крестьян Якутской губернии . Фото датировано 1917 г., что является ошибкой. Можно уверенно говорить о том, что это 1914 г., когда Екатерина Константиновна была сослана в Якутскую губернию, где находилась до отправки в Минусинск. В этом же 1914 г. она была отправлена в Минусинск, где пробыла до марта 1917 г.

Еще одно фото - ей 70 лет. Это общая фотография, на которой запечатлена группа людей, одна из которых Е.К. Брешко-Брешковская. Она в крестьянской одежде, в платочке - настоящая крестьянка. Рядом с ней молодая женщина с непокрытой головой. Поодаль стоят бородатые мужчины в пиджаках, один из них в шляпе, другой - в картузе с уточкой в руках, он улыбается, нисколько не смущаясь. Эти люди совершенно не похожи на крестьян этой деревни, можно предположить, что они такие же ссыльные, как и Брешковская. Поодаль стоит крестьянка, тоже с уточкой в руках. Сфотографирована эта группа людей у дома, в летний период, о чем говорит буйная растительность, на фоне которой ведется съемка. Негатив - это стекло пятого размера, прекрасно сохранился.

В альбоме № 531 находятся два снимка периода Февральской революции 1917 г., на которых запечатлена Е.К. Брешко-Брешковская. Пожилая женщина с седыми, гладко зачесанными волосами сидит за столом. Перед ней тарелка с едой, в руке вилка. Съемка происходит в комнате. Подписан портрет следующим образом: «Е.К. Брешко-Брешковская за обедом». Следующий портрет из альбома показывает ее сидящей в кресле в той же комнате. Видимо, в этот день фотографом сделано несколько портретных снимков, два из которых вошли в архивный альбом.

Снимок № 23 из этого же альбома - это репортажная съемка Совета рабочих и солдатских депутатов 1917 г. На снимке запечатлен зал во время работы совещания: огромное количество людей в зале, стол президиума, где в числе других делегатов запечатлена Брешко-Брешковская. Фотограф хотел передать масштабность происходящего события, напряженную обстановку в зале и в президиуме, и ему это удалось. Но, к сожалению, в передаче масштабности события есть и минус - нельзя разглядеть лица участников совещания. Но определить единственную женщину в президиуме - Е.К. Брешко-Брешковскую не составляет труда.

Еще два портрета Брешковской, хранящиеся в РГАКФД: перед нами волевое лицо, уже немолодой женщины, позирующей фотографу . В архиве хранятся оригиналы портретов - это негативы на стекле 5-го и 4- го размеров. Они имеют хорошее техническое состояние. Негатив 4-го размера был подвержен внешнему воздействию - лицо обведено в овал, вернее, он выцарапан на эмульсионном слое негатива, и при печати фотографии портрет получается в овальной рамке.

Все фотодокументы, находящиеся в Российском государственном архиве литературы и искусства, относятся к периоду эмиграции Е.К. Брешко-Брешковской. Все они - портреты, их 4. Уникальны портреты еще и тем, что имеют дарственные надписи, год и дату. Одна из фотографий, возможно, последняя, на ней очень старая женщина, полулежа в подушках, похудевшая. На обороте фотографии надпись рукой Екатерины Константиновны: «больная Бабка теперь ей лучше. Она снова ходит и заботится о всех кроме себя». Прага 19-VII-32 Брешковская .

Заинтересовать исследователя может и почтовая открытка, находящаяся в этом фонде. Уже тот факт, что выходили из печати открытки с портретами Брешковской, говорит о значимости ее фигуры. Открытка с хорошего профессионального фотографического портрета. Это портрет в три четверти, что очень выигрышно для довольно пожилой женщины (1929 г.) Под портретом мелко на французском языке написано: Catherine BRECHKOVSKY La grand Mere La Revolution Russe. Dessin d A.J. Alekxandrovitch.

Еще один портрет из фонда Валентина Федоровича Булгакова (РГАЛИ. Ф. 2226. Оп. 1. Д. 1462) с дарственной надписью от 13.12. 1925 г.: «К.К. Брешко-Брешковская». Надпись на обороте рукой В.Ф. Булгакова: «Получилъ отъ К.К.Б.-Б. При личном посещении. Прага». На лицевой стороне под фото надпись «Январь 1844 - янв. 1926 г.», «дано Декабря 13, 1925 г.».

Следующий снимок - очень пожилой женщины. Он не датирован, но можно предположить, что это 1924-1930 гг.

Еще один портрет Брешковской, сделанный к ее 80-летию в 1924 г., поступивший на хранение в РГАЛИ из Русского Культурно-исторического музея Праги (РГАЛИ. Ф. 1355. Оп. 1. Д. 240). Фотопортреты, конечно, не могут выступать самостоятельным историческим источником, но вкупе с источниками письменными, они незаменимы и информативны. Исследователь может видеть лицо своей «героини», сопоставить даты того или иного события, или портрета, что очень важно при исследовании. Фотографии как иллюстративный материал к научной работе очень важны для современного читателя.

Таким образом, анализ изобразительных архивных исторических источников подтверждает, что прошедшая весь путь русского революционного движения Е.К. Брешко-Брешковская заслуженно получила в отечественной истории имя «бабушки русской революции». За время долгой ее жизни в истории России сменилось несколько эпох, и всегда она была не простым наблюдателем, а активным участником всех важнейших событий, происходивших при ее активном участии.

You can read completely article in the russian historic-archival magazine “The Herald of an Archivist”. Read more about terms of subscription here.

Полностью материал публикуется в российском историко-архивоведческом журнале ВЕСТНИК АРХИВИСТА. Ознакомьтесь с условиями подписки здесь.