BURIAL OF DEATH TOLLS OF FEBRUARY REVOLUTION IN PETROGRAD 23 MARCH 1917 IN CINEMA AND PHOTOGRAPHY DOCUMENTS OF RGAKFD

Print PDF

CHERTILINA M.A.

BURIAL OF DEATH TOLLS OF FEBRUARY REVOLUTION IN PETROGRAD 23 MARCH 1917 IN CINEMA AND PHOTOGRAPHY DOCUMENTS OF RGAKFD

М.А. ЧЕРТИЛИНА

ПРОБЛЕМЫ АРХИВОВЕДЧЕСКОГО И ИСТОЧНИКОВЕДЧЕСКОГО АНАЛИЗА КИНОФОТОДОКУМЕНТОВ О СОБЫТИЯХ ФЕВРАЛЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ 1917 г.

Annotation / Аннотация

Author opens structure and content, information about safety cinema and photography documents in Russian state archive of cinema and photography documents. This information contains burial of death tolls of February revolution in Petrograd 23 march 1917 and research source potential of this cinema and photography documents.

Автор раскрывает состав и содержание, сведения о сохранности кинофотодокументов Российского государственного архива кинофотодокументов, отражающих похороны жертв Февральской революции в Петрограде 23 марта 1917 г., а также исследует источниковый потенциал данных кинофотодокументов.

Keywords / Ключевые слова

Russian state archive of cinema and photography documents, death tolls of February revolution in 1917, the field of Mars in Petrograd, audiovisual document, source study, negative, filming, safety of audiovisual documents. Российский государственный архив кинофотодокументов, жертвы Февральской революции 1917 г., Марсово поле в Петрограде, аудиовизуальный документ, источниковедение, негатив, киносъемка, обеспечение сохранности аудиовизуальных документов.

ЧЕРТИЛИНА Марина Анатольевна – главный специалист отдела информационного обеспечения Российского государственного архива кинофотодокументов (РГАКФД), аспирант РГГУ, г. Красногорск Московской области; 8-495-563-39-96; This e-mail address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it

В настоящее время не ослабевает интерес к истории Февральской революции 1917 г. , но при этом не уделяется должного внимания аудиовизуальным источникам. Кинофотодокумент, в основном, выступает как иллюстративный или дополнительный материал к источнику письменному, хотя научно-методическое обеспечение уже имеется. Проблемам архивоведческого и источниковедческого анализа кинофотодокументов, определению их как источника посвящены работы В.М. Магидова , В.Н. Баталина, Г.Е. Малышевой . Траурная церемония в Петрограде 23 марта 1917 г. освещается в монографии Б.И. Колоницкого . Отмечая важное значение «нового праздника революции», Б.И. Колоницкий использует в монографии фотодокументы в качестве иллюстраций к тексту.

Целью статьи является раскрытие источникового потенциала кинофотодокументов, отображающих церемонию похорон жертв Февральской революции в Петрограде 23 марта 1917 г., которые явились самой крупной манифестацией после февральских событий.

5 марта Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов постановил назначить похороны на 10 марта. Этот день объявлялся «днем воспоминания о жертвах Революции и всенародным праздником Великой Русской Революции на все времена». Было предписано организовать похороны как «всенародные и общегражданские» без церковного обряда. Церковная панихида могла быть совершена родственниками погибших «по их убеждению». Священники военных храмов в этот день должны были совершить заупокойные богослужения в храмах . В похоронах жертв революции призвано было участвовать все население столицы, а также Петроградского гарнизона в полном составе . Однако 10 марта похороны не состоялись и срок церемонии еще не раз переносился, пока, наконец, не была назначена окончательная дата – 23 марта 1917 г.

Дискуссии разгорелись по поводу выбора места захоронения. Первоначально большинство делегатов высказалось в пользу Дворцовой площади, но появились возражения. Организаторов беспокоили почвенные воды под Дворцовой площадью, опасались, что братские могилы нарушат целостность знаменитого архитектурного ансамбля площади. Назывались Казанский собор, Знаменская площадь. Петроградский Совет принял решение о захоронении жертв революции на Марсовом поле. Склеп планировалось разместить под огромной колонной, рядом воздвигнуть «по всем правилам науки, техники и искусства» здание для российского парламента, которое должно было стать центром управления всей Россией. Грандиозный вход в здание парламента, обращенный к Неве, должны были украшать статуи видных деятелей революции.

Специальная комиссия, созданная Петроградским Советом рабочих и солдатских депутатов, выступила организатором похорон. Частям гарнизона были отданы приказы об участии в церемонии, выделении особых подразделений с оркестрами. В день похорон в городе предусматривалась остановка работы промышленных и торговых предприятий, прекращено трамвайное движение. Был определен путь и время следования траурных процессий из каждого района Петрограда к Марсовому полю. Схема организации колонн заверена подписью главнокомандующего войсками генерал-лейтенанта Л.Г. Корнилова .

Газета «Петроградский листок» писала об этом событии: «…медленно со всех концов города движутся процессии с гробами жертв, с развевающимися флагами, с несметной толпой народа. Медленно, торжественно раздается в воздухе согласное пение тысячи голосов: «Вы жертвою пали в борьбе роковой…» . Шествие, начавшиеся с 9 час. 30 мин. закончилось далеко за полночь . Мимо братских могил на Марсовом поле прошло не менее 800 тыс. человек. Присутствие членов Временного комитета Государственной Думы, Временного правительства, депутатов Петроградского Совета подчеркивало особый, общегосударственный характер события. Военный и морской министр А.И. Гучков, сопровождаемый командующим Петроградским военным округом генералом Л.Г. Корниловым, прибыл на Марсово поле в 10 часов. Министр встал на колени перед могилами и перекрестился .

При изучении коллекции снимков похорон жертв Февральской революции нами было выявлено 64 ед. хр. Эти фотодокументы поступили в РГАКФД в январе 1972 г. из Института марксизма-ленинизма.

Репортажные съемки похорон жертв революции охватывают все этапы траурной церемонии: шествие колонн из разных районов Петрограда с гробами погибших, обстановка на улицах города, митинг на Марсовом поле, захоронение жертв и др. Среди них: 10 фотодокументов, отснятых известным фотографом Петром Оцупой: «Траурная процессия на Невском проспекте» , «Траурная процессия в Выборгском районе» , «Опускание гроба в могилу во время похорон жертв февральской революции 23 марта 1917 года» , «Церковная панихида на Марсовом поле» , «Милиция из представителей студенчества» , «Траурные колонны на Марсовом поле» .

Большая часть архивных фотодокументов похорон жертв Февральской революции - это стеклянные негативы второго, четвертого, пятого и шестого размеров: всего - 61 ед. хр., а также 3 репродукции в альбоме . Альбом № 531 «Война и Революция» включает 105 листов и содержит 294 репродукции. Обложка альбома имеет тканевый переплет коричневого цвета, название его нанесено золотым теснением, крупными буквами, а буквами мельче уточнено: «Альбом текущих событий 1914 - 1917». Внизу обложки - орнамент золотого цвета. На развороте альбома указано - «Издание невского общества трудолюбивой помощи». Каждая из репродукций в альбоме сопровождается пояснительной надписью по правилам старой орфографии: «Похороны жертв революции 23-го марта», «Процессия на Невском проспекте», «Общий вид Марсова поля в день похорон» и «Красные гробы в могиле».

Негативы шестого размера (24х30 см) насчитывают 8 ед. хранения. На шести негативах имеются глубокие трещины и сильные царапины. Для обеспечения сохранности края треснутого стеклянного негатива проклеиваются бумажной окантовкой. Тем не менее, несмотря на свой девяностолетний возраст, техническое состояние оригинальных негативов можно считать вполне удовлетворительным. На нескольких негативах встречаются надписи и пометы, нанесенные черными чернилами. На одном из них: «Шествие Выборгского района. Петроград. фот. Оцуп. К похоронам жертв февр. революц.». На другом неразборчивая надпись, где прочитывается только: « …Выборгского района. 1917». И еще одна надпись: «Невский район кор. № 11 1917». Возможно, под приклеенной на негативы краевой окантовкой находятся и еще надписи, но для обеспечения сохранности они были в свое время заклеены. Предположительно, надписи были сделаны еще при первом разборе негативов не позднее 1917 г., поскольку выполнены они по старой орфографии. На них указаны номера ящиков хранения или перевозки.

Второй размер (9х12 см) негативов насчитывает 8 ед. хранения. По техническому состоянию все оригиналы на стекле были переведены на контратипную пленку, которая не содержит ни надписей, ни помет. Информативно только само изображение.

Четвертый размер - 15 ед. хранения (13х18 см). Сохранившийся один оригинал на стекле имеет надпись черными чернилами: «Похороны жертв Февр. револ. 23.III. в 1917». Пять были переведены на пленочный носитель из-за плохого технического состояния. Их оригиналы не сохранились. Девять негативов сохранены, но имеют трещины, надколы или глубокие царапины. Все они проклеены окантовкой со всех сторон и если на них были какие-либо пометы и надписи, прочитать их невозможно.

Пятый размер (18х24 см) оказался самым содержательным. 27 негативов в оригинале на стекле находятся в удовлетворительном техническом состоянии. 15 ед. хр. этого размера окантованы, надписи и пометы по этой причине исследовать невозможно. На 12 сохранились надписи и пометы, произведенные разными авторами различными почерками. Одна из них, первоначальная, воспроизведена неразборчиво черными чернилами по краю стеклянного негатива. Другие написаны на бумажной окантовке. Иногда бумажная окантовка с текстом приклеивалась на надпись, произведенную по негативу. Тексты на окантовке всегда начинаются словами «К похоронам жертв февральской революции», а далее идет пояснение, например, «Шествие с гробами к могиле» или « Временное правительство у могил, Петроград 23 марта», «Опускание гроба в могилу (Жена у могилы)» и другие. В единичном случае надпись на бумажной окантовке дублирует текст на стекле: «К похоронам жертв революции. Студенты Акад. художеств». На пяти оригиналах надписи произведены чернилами по стеклу: «Рабочие поют. Вечная память 1917 кор.9», «Заливка могил цементом 1917 кор.10», «Братская могила кор.8 б», «Вечная память борцам за свободу кор.4», «№13 К братской могиле 1917 кор.9».

Проанализировав тексты на бумажной окантовке и негативе можно сказать, что надписи, произведенные на стеклянном оригинале, более лаконичные и короткие, обязательно имеют пометы, которые указывают номер коробки, в которых, видимо, они хранились. Сортировка негативов осуществлялась, вероятнее всего, по принципу «что под руку попало». Так, встречаются два одинаковых негатива с одинаковыми аннотациями «Братская могила», но с указанием разных номеров коробок. Или три разных негатива с разными текстами: «Общий вид на Марсово поле», «К братской могиле 1917», «Рабочие поют. Вечная память 1917», на которых указан единый номер коробки.

Изучение оригинальных стеклянных негативов позволило дополнить аннотации фотокаталога, указать на каталожных карточках автора съемки. Так, по надписям «Петроград. фот. Оцуп», прочитанных на некоторых негативах пятого размера, удалось дополнительно установить его авторство, не обозначенное в картотеке РГАКФД, в которой только на 6 каталожных карточках был указан П. Оцуп.

Исследуя информацию фотодокументов, можно видеть огромное количество людей различных социальных групп, принявших участие в траурной церемонии. Это солдаты и офицеры, рабочие, интеллигенция, студенты. Мероприятие планировалась заранее и было хорошо подготовлено. На снимках запечатлено большое количество флагов и транспарантов с лозунгами, которые написаны грамотно без орфографических и стилистических ошибок, ровными буквами. Колонны траурных процессий с флагами и транспарантами движутся к Марсовому полю в полном порядке. На одном из снимков видно: в голове колонн идут знаменосцы или те, кто несет транспарант с лозунгами . Следующими шествуют военные подразделения Петроградского гарнизона с оркестром. Бесконечные колонны манифестантов движутся по улицам Петрограда, солдаты несут гробы с телами погибших героев, о чем свидетельствуют репортажные кадры. Среди представителей траурной церемонии на фотодокументах запечатлены делегации студентов Академии художеств, шлиссельбуржцев, рабочих 1-го Русского завода рентгеновских трубок, солдат автодивизиона. За порядком на улицах города следят военные на лошадях. По двум сторонам улицы гражданское население, в том числе и женщины. Оттесняя толпу, взявшись за руки стоят в оцеплении солдаты, обеспечивая незамедлительное продвижение траурной процессии. На одной из фотографий - милиция из представителей студенчества. Траурные колонны сопровождают гробы с погибшими до Марсова поля, где вырыта большая братская могила. Фотографы зафиксировали, как солдаты роют мерзлую землю накануне траурного мероприятия - 22 марта .

Фотодокументы фиксируют картину событий, происходящих непосредственно на Марсовом поле: огромное скопление народа во время митинга, общий вид Марсового поля во время церемонии, большое количество флагов и транспарантов с лозунгами: «Бессмертная память павшим борцам за свободу», «Вечная память борцам за свободу», «Живые – павшим» и др. Группы оцепления, почетный караул военных и гражданских лиц у гробов погибших . Фотографии свидетельствуют: несмотря на массовое скопление народа, на Марсовом поле нет толчеи, следованию траурных колон ничто не мешает.

В письменных источниках зафиксировано, что по постановлению Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов похороны должны проходить без религиозных обрядов . Однако на фотографиях запечатлено совершение религиозного обряда на Марсовом поле: три священнослужителя совершают заупокойную службу над гробом погибшего . Рядом с гробом расположен большой крест с распятием, хоругви. В этой церемонии принимают участие солдаты, офицеры, мужчины и женщины. Мужчины без головных уборов, с преклоненными головами. Возможно эта панихида проводилась по инициативе родственников погибших. К сожалению, не удалось выяснить, сколько человек отпевали, на фотодокументах виден только один гроб. Примечательно, что большинство участвующих в панихиде - простые люди, о чем мы можем судить по одежде. Так, если сравнить одежду женщин во время панихиды с одеждой женщин, участвующих в официальном погребении, мы увидим, что первые одеты в платки и бесформенные пальто, вторые - более элегантны, на них шляпки и пальто с меховыми воротниками.

На нескольких фотодокументах, запечатлевших погребение, в кадре находятся объемные деревянные бочки в большом количестве . Выяснить, для чего они, что в них находилось не удалось. Возможно, в них находился цемент для заливки могил, либо вода для получения раствора. На некоторых фотографиях мы видим деревянный настил и специальные отверстия, в которые опускают гробы . Можно предположить, что настил сделан для удобства опускания гроба в могилу. Шесть человек (по трое с каждой стороны) на веревках опускают через отверстие деревянного настила на веревках гроб в могилу. Внизу несколько человек принимают гробы и укладывают в два ряда. Некоторые гробы украшены букетами цветов, к каждому прикреплена записка с фамилией погибшего. После похорон происходила заливка цементом братской могилы, что также отображено в документах .

Фотодокументы подтверждают факт посещения похорон жертв революции членами Временного правительства . На снимках: военный и морской министр А.И. Гучков, председатель Государственной думы М.В. Родзянко, министр иностранных дел П.Н. Милюков, член Временного комитета обер-прокурор Святейшего Синода В.Н. Львов и др.

При изучении кинодокументов, посвященных похоронам жертв Февральской революции в Петрограде 1917 г., были выявлены 12 ед. хр., содержащих киносъемки таких операторов как Ф.К. Вериго-Доровский, М.И. Быстрицкий (22 марта), Булла, который по основной своей специальности был фоторепортером, а также съемки, выполненные сотрудниками Скобелевского комитета и фирмы Братьями Патэ.

Сохранились съемки приготовления к траурной церемонии: «Накануне похорон. Приготовление могил на Марсовом поле 22-го марта 1917 года. М.И. Быстрицкий Петроград» . На экране можно наблюдать группы людей - солдаты, гражданские лица, относящиеся к различным слоям общества, что можно определить по одежде. Они перекрывают проход на Марсово поле, где взрывается мерзлая земля и роются могилы. В руках у них большой плакат с надписью «Проход закрыт, взрывают землю для могил». Запечатлено, как солдаты роют могилы, стены укрепляют досками. Сверху могилы делают деревянный настил в виде мостика. В ряд лежат большие бочки, назначение которых выяснить не удалось. Интересен сюжет: «Часовня Обуховской больницы. Запайка гробов»: стоят два гроба, разогреваются паяльные приспособления для запайки гробов. Качество этого сюжета плохое, так как съемка произведена в темноте.

Проведенное исследование позволило устранить некоторые разногласия между учеными по поводу устроения могил на Марсовом поле. Б. Колоницкий, например, полагал, что было вырыто четыре большие могилы. Однако аудиовизуальные документы подтверждают мнение тех, кто считал, что была вырыта одна большая братская могила в виде буквы «Г».

В кинодокументе Скобелевского комитета «Национальные похороны героев и жертв Великой Русской революции на Марсовом поле в Петрограде 1917 г.» (руководитель съемок Г.М. Болтянский, операторы А. Дорн, И. Кобозев, П. Новицкий) в надписи в начале фильма говорится, что «в процессии участвовало до полутора миллиона человек». В письменных источниках встречаются разные цифры принявших участие в траурной церемонии, чаще всего встречается цифра 800 тысяч человек, в некоторых источниках говорится о миллионе участников манифестации. Но цифра в полтора миллиона человек встретилась только в надписи в этом фильме.

В первой части данного фильма показаны «грандиозное шествие процессий». Вторая часть – это процессии на Марсовом поле. Опускание гробов в могилу, солдаты на дне могилы укладывают гробы в два ряда. Благодаря этим кинодокументам можно увидеть в кадрах присутствовавших на церемонии депутатов Думы, членов Государственного совета и других видных государственных, военных и политических деятелей: «октябристов» А.И. Гучкова, М.В. Родзянко, генерала Л.Г. Корнилова, лидера «прогрессистов» А.И. Коновалова, вернувшегося с каторги И.Г. Церетели, деятелей русского революционного движения В.Н. Фигнер, В.И. Засулич, Г.А. Лопатина, петроградского градоначальника, профессора Военно-медицинской академии Юревича и др. Третья часть фильма посвящена революционным деятелям. В конце третьей части: братская могила с размещенными в ней гробами, к которым прикреплены бумажные листки с фамилиями погибших. Солдаты списывают фамилии. В основном все гробы простые, красные. На некоторых - белые крестики.

Кинодокумент «Национальные похороны жертв русской революции» (кинолетопись) аналогичен предыдущему фильму, но смонтированному в сокращении. В конце кинокадры, которые в монтажном листе не расшифрованы. Запись в монтажном листе: «по улице, с одноэтажными деревянными домами, проезжают открытые автомашины с офицерами, в одной из машин гражданское лицо. Солдаты приветствуют их». Далее аннотация «с автомашины приветствуют народ». Л.И. Широкова пишет: «где это происходит, установить не удалось. Сюжет не расшифрован». Весь фильм смонтирован по хронологии события, кроме нескольких кадров. В конце фильма, показано, как после похорон процессии расходятся по Троицкому мосту, после чего следуют кадры, запечатлевшие процессии солдат в день похорон с лозунгами. Надпись в титрах: «Процессия в день похорон жертв революции 23 марта». В монтажном листе запись: «с этими же лозунгами проходят по дороге за город, по сторонам дороги стоят солдаты и народ». Время этих событий установить оказалось трудно. На улице светло, значит, это не могло происходить после похорон, которые закончились поздно. Скорее всего, съемка выполнена во время похорон, когда опускались гробы в могилу, колонны, склоняя знамена и транспаранты, проходили мимо могил, следуя на выход через Троицкий мост за город. Возможно, этим же путем следовал автомобиль, в котором предположительно находятся М.В. Родзянко и Петроградский градоначальник Юревич.

Вызывает интерес фильм, снятый Братьями Патэ «Похороны жертв революции в Петрограде 23 марта 1917 года, Бр. Патэ» . Фильм сопровождается пояснительными надписями. Первые кадры: вынос гробов из часовни Военно-медицинской академии, самая грандиозная траурная процессия Выборгского района - 56 гробов. Впереди боевая рота Московского полка, следом - оркестр РСДРП, состоящий из кронштадтских матросов. Двумя колоннами процессия движется на Марсово поле. Имеется съемка представителей Выборгского района уже на Марсовом поле у могил. Некоторые фотодокументы, хранящиеся в архиве, дублируют кадры этой киносъемки. Кинохроника запечатлела: к братской могиле подошли рабочие Русско-Балтийского завода с телом своего товарища. Гроб украшен цветами, что нетипично для данной церемонии. Это единственный гроб, на котором сделана надпись: «Товарищу Корякову 27/II-1917 26 лет от роду». В этом фильме также можно наблюдать участие представителей различных организаций в траурном шествии: студентов, рабочих, военных с транспарантами и флагами. Очень удачна съемка членов Временного правительства, хорошо видны их лица. Съемки шествия траурной процессии Выборгского района ведутся сверху.

В фильме «Торжественные похороны жертв великой революции на Марсовом поле 23 марта 1917 г.» «Фот. В. Булла Изд. Российского кинем. Акц. Общ.» (Фотограф В. Булла. Издательство Российского кинематографического общества) снято шествие траурных процессий на Невском проспекте. Булла уделил особое внимание событиям на Невском проспекте. Мимо Казанского собора по Невскому проспекту проходят колонны участников траурной церемонии с транспарантами и флагами. По другой стороне проспекта несут гробы с погибшими. Далее события переносятся на Марсово поле. Это та же съемка, только с других ракурсов: гробы несут к братской могиле, колонны манифестантов с транспарантами. Гроб опускается в могилу, офицер говорит по телефону – сигнал дежурного телефониста в Петропавловскую крепость, оттуда салютуют во время опускания каждого гроба в могилу. Комитет Временного правительства, главнокомандующий Корнилов, Петроградский градоначальник Юревич, «думцы 2-го созыва, возвратившиеся из ссылки. Необычная надпись в титрах: «бабушка» Вера Засулич». В.И. Засулич в сопровождении И. Рамишвили и других проходят по Марсову полю.

Съемки под названием «Грандиозные гражданские похороны жертв революции в Петрограде 23-го марта. Съемки Ф.К. Вериго-Доровского» начинаются словами Леонида Андреева: «… мы первые и счастливейшие граждане свободной России, мы должны благоговейно склонить колени перед теми, кто боролся, страдал и умирал за нашу свободу. Вечная память погибшим борцам за свободу!». Первая часть фильма посвящена траурному шествию манифестантов с транспарантами и флагами и процессии с гробами.

В отличие от предыдущих этот фильм имеет многочисленные и подробные надписи. Например: «Цепь в центре могил составлена членами Совета рабочих и солдатских депутатов» или «Совет рабочих и солдатских депутатов. Впереди Церетели, Скобелев, Стеклов» или: «Исполнительный комитет Совета рабочих и солдатских депутатов. В центре товарищ председатель Скобелев». Надписи поясняют чины и должности лиц: «Министр иностранных дел Милюков», «Обер прокурор Святейшего Синода В.Н. Львов», «Адвокат О.О. Грузенберг и депутат А.Ф. Бобянский».

Вторая часть фильма начинается с надписей, не встречающихся прежде ни в одном из фильмов: «Отряд скорой помощи». В кадрах: санитарная машина, люди возле нее, плачущая женщина на краю могилы. Титры поясняет «У могилы мать, потерявшая единственного сына». Опускание гробов в могилу, на ее дне солдаты размещают гробы по рядам. Солдаты списывают данные с записок, прикрепленных к гробам. Заключительная надпись: «О, сколько их! Сколько их! Сколько безвестных могил, сколько трупов, сколько страданий оставил позади себя Николай Романов. Леонид Андреев».

«Киносъемка о похоронах жертв Февральской революции в Петрограде (остатки от фильма 1917 года с надписями)». Это точная копия фильма оператора Ф.К. Вериго-Доровского в сокращении. Первые и последние титры фильма, в отличие от предыдущего, собраны в один кадр. Фамилия и имя автора - Леонид Андреев – отсутствует.

Анализ кинодокументов РГАКФД по теме «Похороны жертв Февральской революции 23 марта 1917 года в Петрограде» показал, что все фильмы об этом событии несут важную дополнительную информацию, имеют разные по информативности пояснительные надписи. Один из операторов уделял особое внимание процессиям Выборгского района, другой - Невского проспекта. Съемки одного и того же события производились с разных ракурсов.

Несомненно, что каждый из этих фильмов важен для изучения истории. В совокупности с письменными источниками аудиовизуальные документы помогают воссоздать полную картину происходившего, расширяют исследовательское поле деятельности в изучении исторического события - траурной церемонии, которая должна была превратиться в грандиозный и всенародный «праздник свободы». Изобразительные документы события позволяют проследить от начала до конца действие этого грандиозного «спектакля», увидеть лица людей, почувствовать их настроение.

На первый взгляд второстепенные детали на периферии фотоотпечатка или кинопленки оказались исключительно важными, важнее самого события, которое оценит время. В этом и состоит историческая ценность и уникальность изобразительных источников.

You can read completely article in the russian historic-archival magazine “The Herald of an Archivist”. Read more about terms of subscription here.

Полностью материал публикуется в российском историко-архивоведческом журнале ВЕСТНИК АРХИВИСТА. Ознакомьтесь с условиями подписки здесь.