FROM HISTORY OF THE HOUSE OF ROMANOV CINEMA COLLECTION STORAGE AND RESEARCH (1896-1916). ON DOCUMENTS OF RUSSIAN STATE ARCHIVE OF CINEMA AND PHOTO DOCUMENTS

Print PDF

MALYSHEVA G.E.

FROM HISTORY OF THE HOUSE OF ROMANOV CINEMA COLLECTION STORAGE AND RESEARCH (1896-1916). ON DOCUMENTS OF RUSSIAN STATE ARCHIVE OF CINEMA AND PHOTO DOCUMENTS

Г.Е. МАЛЫШЕВА

ИЗ ИСТОРИИ ХРАНЕНИЯ И ИЗУЧЕНИЯ КИНОКОЛЛЕКЦИИ СЪЕМОК СЕМЬИ ДОМА РОМАНОВЫХ. 1896-1916 гг.

ПО ДОКУМЕНТАМ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АРХИВА КИНОФОТОДОКУМЕНТОВ

Annotation / Аннотация

The article is devoted to the storage history of pre-revolutionary filming. There is a review of cinema documents with Romanovs family filming. It is told about methods, researches, decoding and science restoration of cinemas.

В статье, посвященной истории хранения дореволюционных киносъемок, представлен обзор кинодокументов со съемками семьи Романовых, на конкретных примерах рассказывается о методике, опыте изучении, расшифровке и научно-технической реставрации съемок.

Keywords / Ключевые слова

State Archive of Cinema and Photo Documents (RGAKFD), the House of Romanov, coronation, emperor Nicholas II, emperors children, Grand Dukes, State Duma, restoration of cinema documents original montage, 200th anniversary of the Battle of Poltava, 200th anniversary of Liflyandiya annexation, 100th anniversary of The Battle of Borodino, 300th anniversary of the House of Romanov, World War I, Supreme commander headquarters, cameramen, cinema companies, film, non-standard perforation. Источники, Российский государственный архив кинофотодокументов (РГАКФД), Дом Романовых, коронация, император Николай II, дети императора, великие князья, Государственная Дума, восстановление первоначального монтажа кинодокументов, 200-летие Полтавского боя, 200-летие присоединения Лифляндии к России, 100-летие Бородинской битвы, 300-летие Дома Романовых, Первая мировая война, Ставка Верховного главнокомандующего, операторы, кинофирмы, фильм, нестандартная перфорация. Sources, Russian

МАЛЫШЕВА Галина Евгеньевна – историк-архивист Российского государственного архива кинофотодокументов (РГАКФД), г. Красногорск Московской области; 8-495-562-23-46; This e-mail address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it

Коллекция документальных съемок семьи Романовых в РГАКФД насчитывает в настоящее время свыше 300 единиц учета. Но у нее, как у всех дореволюционных киноматериалов, непростая судьба. Национализированные у частных фирм материалы почти 8 лет, до открытия в 1926 г. первого специализированного хранилища, пролежали в мешках на различных, неприспособленных складах Всероссийского фото-киноотдела. Обеспечением условий их хранения тогда никто не занимался, поэтому часть кинопленки погибла. При приеме материала на государственный учет все было окончательно перепутано, т.к. объединили никакого отношения друг к другу не имеющие сюжеты, а негативы и позитивы оказались рассредоточенными по разным учетным номерам.

Не сумев установить события, архивисты в своих описях 1930-х гг. при аннотировании съемок допустили огромное количество ошибок и неточностей, а часть из них вообще не зафиксировали . Попытки исследования ранних киносъемок архива спустя пять десятилетий были предприняты группой сотрудников РГАКФД, в том числе В.Н. Баталиным, Е.В. Балабай, Т.В. Дадыгиной, Л.Б. Иноземцевой, И.В. Князьковой и Г.Е. Малышевой. В фонде практически не было ни одного учетного номера, киносъемки которого не нуждались бы в атрибутировании и научно-технической реставрации. Поэтому изучались внешние признаки документов: марки и авторские пометки на пленке, характер заголовков и титров, состав и содержание сюжетов, а также фотоматериалы РГАКФД, документы РГВИА и РГАЛИ, мемуары, работы историков и киноведов, журналы и газеты.

В итоге удалось расшифровать события, установить тех, кто был заснят на кинопленку, выяснить фамилии некоторых операторов, найти негативы и восстановить первоначальный авторский монтаж фильмов и журналов. Это позволило ввести в научный оборот множество неизвестных ранее кинодокументов и усовершенствовать справочный аппарат архива. Архивистами по итогам работы был составлен справочник титров, написаны научные статьи и отчеты. В 1996 г. в свет вышел справочник В.Е. Вишневского «Документальные фильмы дореволюционной России. 1907-1916 гг.» с указателем архивных номеров; в 2002 г. – книга В.Н. Баталина «Кинохроника в России 1896-1916 гг. Опись киносъемок, хранящихся в РГАКФД»; в 2007 г. - альбом «Россия в кинокадре».

Самая ранняя, и первая в России, киносъемка из истории Дома Романовых была сделана в 1896 г. в дни коронации императора Николая II . Долгое время абсолютно все исследователи считали, что это событие снимал оператор фирмы «Бр. Люмьер» Камил Серф. Но в 1996 г. во Франции был издан каталог фильмов «Бр. Люмьер», и архивисты определили настоящих операторов – Шарль Муасссон и Францис Дублие . РГАКФД хранит два фрагмента таких съемок: 9 мая - Александра Федоровна и свита, прибывшие в Москву на коронационные торжества, проезжают в каретах по Тверской улице; 14 мая - император Николай II и Александра Федоровна после коронации спускаются по Красному крыльцу, торжественная процессия проходит в сторону Благовещенского собора, представители различных национальностей России идут по территории Кремля; придворные садятся в карету.

В РГАКФД имеется ряд сюжетов 1900–1914 гг. (без титров) – часть реквизированного в Царском Селе архива придворного кинооператора А.К. Ягельского . Среди них съемки отъезда царской семьи на охоту в Беловежскую пущу, игры императора и императрицы в теннис в Шхерах, посещение царской семьей Москвы, Кишинева, Севастополя, Ливадии и других российских городов, участие в крестных ходах, смотрах и парадах войск, поездки за границу. Трогательны съемки бегающих по палубе яхты «Штандарт» детей императора - наследника Алексея и великих княжон Ольги, Татьяна, Марии и Анастасии, а также Алексея, катающегося верхом на лошади и в тележке, запряженной осликом .

А.К. Ягельскому может принадлежать и сюжет, который был приклеен к съемкам коронации Николая II. Но при его изучении было обращено внимание на то, что дочери Николая - Ольге там не менее пяти-шести лет, в то время как в 1896 г. ей был только год. Что за событие снял оператор, стало понятно, когда в одном из номеров журнала «Нива» была найдена идентичная киносъемке фотография, сделанная 2 апреля 1900 г. во время празднования вербного воскресенья в Москве. Кинооператор показал, как Николай II, Александра Федоровна с дочерью Ольгой, вел. кн. Елизаветой Федоровной, вел. князьями Сергеем Александровичем и Дмитрием Павловичем в сопровождении представителей духовенства и придворных спускаются с Красного крыльца в Кремле и входят в Успенский собор. Отметим, что это единственная на сегодняшний день в архиве съемка, запечатлевшая великого князя Сергея Александровича вместе с великой княгиней Елизаветой Федоровной.

Удалось внести уточнения и по другим событиям, Так, съемки посещения Николаем II с дочерьми Царскосельской выставки первоначально датировались 1914 г. Но, когда в журналах «Искры» и «Сине-журнал» за 1911 г. была найдена информация о выставке, посвященной 50-летию отмены крепостного права, а кинокадры полностью совпали с иллюстрациями журнала, стало ясно, когда они были сделаны. Другие интересные фрагменты, схематично описанные и не датированные в старой описи № 1878, были озаглавлены так - «Зоопарк». Изучив справочник В. Вишневского, мы сначала предположили, что в нашем распоряжении - сюжеты вышедшего на экраны в 1913 г. фильма «Зоопарк “Аскания Нова”» («Зоологический сад среди степей») со съемками Н.В. Ефремова. Но, ознакомившись с записями дневников Николая II и с «Московским листком» № 100 за 1914 г., узнали, что император Николай II посетил имение Ф.Э. Фальц-Фейна «Аскания Нова» в Херсонской губернии не в 1913 г., а 29-30 апреля 1914 г., а, стало быть, к фильму эти съемки отношения иметь не могут. Видимо, для демонстрации на экране они не предназначались .

Особую категорию материалов без титров составляют первоисточники с нестандартной (круглой или квадратной) перфорацией. Их в РГАКФД всего двадцать один. Этот материал пока практически недоступен для исследования, т.к. его невозможно посмотреть на современной киноаппаратуре. Изучать съемки могут только архивисты, рассматривая каждый кадр через лупу . Среди них можно выделить три сюжета: встреча Николаем II, великим князем Николаем Николаевичем, придворными и священнослужителями французского президента Э. Лубэ в Петербурге в 1902 г.; участие царской семьи в торжествах, посвященных канонизации преподобного Серафима Саровского в 1903 г. (А.К. Ягельский показал, как Николай II в сопровождении Александры Федоровны и Марии Федоровны направляется к «Святым вратам», беседует с представителями духовенства, помогает нести гроб с мощами преподобного Серафима Саровского во время крестного хода) ; съемки торжественных мероприятий в день открытия в Санкт-Петербурге 27 апреля 1906 г. первого заседания Государственного Совета и Государственной Думы первого созыва: выход императора Николая II с императрицами Марией Федоровной и Александрой Федоровной, встреча их в Георгиевском тронном зале Зимнего дворца митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Антонием, членами Святейшего Синода и духовенством, Николай II прикладывается к кресту, принимает окропление, зачитывает Манифест об открытии I Государственной думы, с сопровождающими лицами выходит из Георгиевского зала, молебен и первое заседание Государственной Думы первого созыва в помещении Дворянского собрания .

Отметим следующее - до недавних пор существовало убеждение, что первые киносъемки в помещении при искусственном освещении были сделаны в России не раньше 1908 г., т.к. в то время отсутствовали осветительные приборы, позволяющие проводить съемки на пленке, обладающей очень низкой светочувствительностью. Оператор, снимая мероприятия по открытию заседаний Государственного совета и Думы первого созыва, пытался компенсировать недостаток освещения и увеличил время экспонирования (вместо 24 кадров в секунду снимал со скоростью 8 кадров, а в некоторые моменты - 4 кадра в секунду). Но, хотя фотографическое изображение на кинопленке было получено (пленка имеет перфорацию «Bell & Howell» 2,64х1,68 мм), спечатать позитивную копию для просмотра не удалось из-за почти черных кадров. В настоящее время появилась возможность с помощью ручной оцифровки и компьютерного восстановления сделать ее доступной для зрителей. Архив получил согласие от кинорежиссера и инженера Н.А. Майорова на проведение такой работы. Но подобного рода реставрация очень затратна, и хотя никто в мире ничего подобного еще не делал, руководство РГАКФД уже несколько лет, пока безрезультатно, ведет переговоры с Государственной Думой о финансировании работ по восстановлению исторического кинодокумента.

В процессе изучения киноматериалов было установлено, что на некоторые фильмы в РГАКФД сохранились только первоисточники без титров. Среди них фильмы оператора П.К. Чепатти «День “Белого цветка”» в Ялте 20 апреля с.г.» и «Благотворительный праздник цветов в Ялте, устроенный Е.И.В. Государыней императрицей Александрой Федоровной 14 мая 1912 года». Они были опознаны в учетных номерах 1969 и 944. Хотя съемки в описях датировались 1910 г., при их просмотре стало ясно, что это ошибка. «Ялтинский вестник» № 807 за 1912 г. поместил информацию о фильме «День “Белого цветка”», а в «Ялтинском вестнике» №№ 812 и 817 и газете «Новое время» от 15 мая – имеются сведения об организованном императрицей 14 мая благотворительном базаре. Мы сравнили фотографии в газетах с киносъемками и убедились в том, что они идентичны. Съемки фильма «День “Белого цветка”» в Ялте» интересны тем, что дочери императора и наследник Алексей с белыми цветами в руках ходят вокруг чаши фонтана во дворе Ливадийского дворца, собирают на площади г. Ялты пожертвования в пользу больных туберкулезом и взамен вручают белые цветы.

Расскажем о ходе исследования некоторых разнородных съемок, произвольно объединенных в одном месте. В негативе № 1964 были склеены съемки (без титров) освящения соборов и поднятие колоколов (неизвестно где и когда). И только изучив дневники императора, справочник В. Вишневского, и сравнив архивные фотографий с киносъемками, мы поняли, что это съемки А.К. Ягельского к фильмам «Торжественное освящение храма Воскресения Христова в Петербурге в Высочайшем присутствии 14 августа 1907 года» и «Поднятие колоколов на колокольню церкви сводно-гвардейского батальона в Царском селе» 1912 года» , а также сюжет освящения Федоровского собора в 1912 г. Материал был расшифрован, сюжеты переведены на разные учетные номера .

Разъединению и восстановлению нарушенного монтажа были подвергнуты также произвольно объединенные титрованные варианты фильмов разных лет. Это «Высочайший смотр юнкеров в Москве и отъезд государя императора с августейшей семьей из Москвы 6 августа» 1914 г. и «Принятие присяги солдат Екатерининского полка в Московском Кремле» в 1910 г. фирмы «Бр. Пате» , фрагменты фильмов фирмы А.О. Дранкова «Посещение Вел. кн. Марией Павловной Царскосельского аэродрома» 1911 г. и «Большие маневры 1911 года в Высочайшем присутствии в Красном Селе» . Многие десятилетия в книге учета материал за № 12864 числился сюжет «Прибытием царской семьи в г. Ревель и смотром военных судов». Но при просмотре на экране мы обнаружили в нем три фильма: А. Дранкова «Свидание государя императора с английским королем Эдуардом VII на Ревельском рейде» (о встрече короля 27 мая 1908 г.); фирмы «Гомон» - «Свидание монархов в Ревеле» и фирмы «Бр. Пате» - «Прохождение судов и смотр их государем императором на Ревельском рейде» 1912 г. После детального анализа состава съемок фильмы разъединили и сделали описание съемок .

О некоторых фильмах, несмотря на наличие у них заголовков, в учетных документах РГАКФД раньше вообще никакой информации не было. Это можно сказать о фильме «Прибытие в Петроград японского принца Кан-Ин» фирмы «Российское кинодело» . Сообщение о визите принца и подробный рассказ о нем мы нашли в сентябрьском журнале «Нива» за 1916 г. При сопоставлении состава сюжетов фильма с информацией «Нивы» стало очевидно, что в нем утрачен фрагмент (что, кстати, подтверждало и наличие склейки в позитиве). Поиски утраченного фрагмента были успешными - более полный сюжет без склеек удалось найти среди дублетных съемок в одном из роликов, его и вмонтировали вместе укороченного. Фильм показывает зрителю марш почетного караула на площади перед Зимним дворцом в присутствии вел. кн. Георгия Михайловича, принца Кан Ина и других японцев 14 сентября 1916 г. Был восстановлен и первый российский полнометражный двухсерийный документальный фильм Акц. о-ва А. Ханжонкова и К «Балтийский флот» . Сначала нам было непонятно, является ли ролик с заголовком «Линейные корабли Балтийской эскадры» самостоятельным фильмом или частью чего-то другого. И только когда в журнале «Кинема» № 13-14 за 1914 г. нашли информацию, что это 13-я картина фильма, посвященная смотру императором Балтийской эскадры в Ревеле 4 июля 1913 г., удалось выявить другие картины фильма и воссоединить их.

Правда, некоторые вопросы пока решить не удалось. Так, несмотря на то, что в РГАКФД сохранился фрагмент фильма с внутренним титром о визите в Ливадию в 1913 г. чрезвычайного посла Монголии , остается неясным к какому фильму он относится. Фрагмент состоит из таких съемок: прибытие в Ливадию в колясках представителей монгольского посольства в сопровождении отряда улан; дочери Николая II с балкона дворца наблюдают за отъездом гостей; монгольские представители на палубе яхты «Штандарт». Не удалось также выяснить, к какому фильму относятся съемки о пребывании императора в Овруче, найденные в учетном № 12854. Первоначально они датировались 1913 г. Но при работе с литературными источниками (журналами «Нива» и «Искры») стало известно, что Николай II был в Овруче только в 1911 г. в рамках торжеств по случаю открытия памятника царю-освободителю в Киеве. Фильм со съемками в Киеве демонстрировался на экранах. В РГАКФД имеются его кинофрагменты, но имеют ли к нему отношение сюжеты в Овруче – пока неизвестно.

В 1909, 1910, 1912 и 1913 гг. в России широко праздновали 200-летие Полтавской битвы, 200-летие присоединения Лифляндии к России, 100-летие Бородинской битвы и 300-летие Дома Романовых.

Из семи демонстрировавшихся на экранах фильмов о Полтавских торжествах 1909 г. архив имеет треть первоначальной длины фильма «200-летний юбилей Полтавского боя» . Фильм не имеет заголовка, но завершается фабричной маркой А.А Ханжонкова, которая и позволила по справочнику В. Вишневского установить его название . Кстати, во внутреннем титре написано, что съемки сделаны фотографом двора его Величества К.Е. фон Ганн, а в справочнике В. Вишневского прямо указано на оператора А.К. Ягельского. Фильм показывает пребывание императора, великих князей Михаила Александровича, Георгия Михайловича, Николая Николаевича, Сергея Михайловича и принца П.А. Ольденбургского в Полтаве 27-28 июня 1909 г.: молебен на «Братской могиле», открытие памятника коменданту Полтавы Келлину на Петровском бульваре, возложение венков к памятнику Славы в Александровском саду, император среди крестьян Полтавской губернии.

О торжествах в Риге в РГАКФД хранятся отдельные сюжеты и два фильма – «Рижские торжества» фирмы А. Дранкова и «Рижские торжества в высочайшем присутствии» Т/Д «Аполлон» . В архивной описи (несмотря на наличие у фильмов заголовков и внутренних титров), отсутствовала информация о том, к какому конкретному событию относятся эти съемки. В иллюстрированном издании «Петровские торжества в г. Риге в высочайшем присутствии и участие в них общественных учреждений 3, 4 и 5 июля 1910 года» (выпущенном в Риге в 1911 г.) мы не только нашли подробную информацию о ходе мероприятий и их участниках, но и поняли, что последовательность сюжетов в обоих фильмах нарушена, ее пришлось восстанавливать. Фильмы показывают прибытие императора 4 июля 1910 г. в Даугаву; посещение царской семьей Рижского кафедрального собора; участие в открытии памятника Петру I; царская семья на палубе «Штандарта»; экипаж с Николаем II отъезжает от дома «черноголовых»; император в Куртенгофе объезжает строй солдат 116-го Малоярославского пехотного полка; проводит смотр войск в Петровском лагере.

В августе 1912 г. операторы активно снимали Бородинские торжества. Но РГАКФД имеет лишь фрагменты фильмов «Юбилейные торжества в высочайшем присутствии» фирмы «Бр. Пате»; «Празднование 100-летия Отечественной войны 1812 г.» А.О. Дранкова (операторов А.К. Ягельского, А.В. Кюнста, Е.О. Славинского, Н.Ф. Козловского) и «Торжества в высочайшем присутствии по случаю 100-летия Отечественной войны» [фирмы «Гомон»] и отдельные сюжеты. Но, хотя съемки были расшифрованы , а нарушенный монтаж фрагментов восстановлен, осуществить полную реконструкцию и определить, являются ли некоторые сюжеты частью фильмов или «кинолетописью» - на данный момент не представляется возможным. В съемках показан обряд причащения членов царской семьи перед посещением Спасо-Бородинского женского монастыря; крестный ход с иконой Смоленской Божьей матери и парад русских войск 25 августа на Бородинском поле; торжественный выход 27 августа в Кремле; смотр войск на Ходынском поле; посещение [26-30] августа храма Христа Спасителя; 30 августа - Крестный ход из Успенского собора в Кремле на Красную площадь; молебен на Красной площади .

В мае 1913 г. по всей России широко праздновалось 300-летие Дома Романовых. На экран вышло более 25 фильмов об этом событии . Но, как и материалы о Бородинских празднованиях, ни один из них (13 учетных номеров) не дошел до настоящего времени в первоначальном виде. В этих материалах архивисты обнаружили полную неразбериху. Так, например, в № 1951 («а», «б») первоначально были склеены съемки похорон вел. князя Константина Константиновича в 1909 г. и С.Ю. Витте в 1915 г., празднования 200-летия Полтавской битвы 1909 г.; открытие памятников императору Александр III в С.-Петербурге в 1909 г. и Москве в 1912 г.; 100-летия Бородинской битвы; праздник доктора Газа 1911 г.; выход царской семьи из Кремля по случаю объявления войны в 1914 г. и т.д. Постепенно, в ходе детального изучения киносъемок (особенно заголовков и внутренних титров) и прессы архивистам удалось установить принадлежность некоторых съемок к фильмам фирм «Бр. Пате», А. Ханжонкова и «Гомон» о торжествах в Москве и других городах, опознать большинство снятых в них лиц и выяснить, в какие дни какие события происходили. Часть материала была очищена от дублей и чужеродных съемок. Но, так как фирмы выпускали на экран разные фильмы о 300- летии (из-за ограниченности информационной базы), задача полного восстановления их авторского монтажа пока не выполнима, ведь в некоторых учетных номерах все еще остаются не разъединенными чужеродные фрагменты .

В настоящее время можно констатировать, что РГАКФД хранит фрагменты фильмов «Бр. Пате» - «Торжества по случаю 300-летия Дома Романовых», «Празднование 300-летия Дома Романовых в высочайшем присутствии», «Высочайшее посещение Нижнего Новгорода», «Торжества 300-летия Дома Романовых в Костроме и Ростове»; Акц. об-ва А. Ханжонкова и К. - «Юбилейные торжества, посвященные 300-летию Дома Романовых в Ярославле, Владимире и Костроме», «Юбилейные торжества во время высочайшего пребывания в Москве в мае 1913 г.» . В них показано прибытие царской семьи в Москву 24 мая 1913 г.; посещение часовни Иверской Божьей Матери; шествие в Кремле от Успенского собора к Чудову монастырю 25 мая; посещение Николаем II 25 мая Знаменского и Новоспасского монастырей; а также отъезд царской семьи из Москвы 27 мая. Съемки из других городов показывают встречу населением, крестные ходы и посещение царской семьей Владимирских монастырей 16 мая; Суздальского собора; Нижнего Новгорода 17 мая и участие в закладке памятника Минину и Пожарскому; достопримечательностей Костромы 19 - 20 мая: Троицкого собора Ипатьевского монастыря; Богоявленского монастыря; Романовского музея; земской выставки; закладка 20 мая в Костроме памятника 300-летию Дома Романовых; крестный ход с чудотворной иконой Феодоровской Божьей матери; посещение императором 22 мая Ростовского кремля и собора.

В московских юбилейных мероприятиях участвовали многие члены царской семьи. Архивисты, кроме Николая II, императрицы Александры Федоровны с дочерьми и наследником Алексеем на руках у [К.Г. Нагорного], опознали великих княгинь Анастасию Михайловну, Марию Александровну, Марию Павловну, Викторию Федоровну, Милицу Николаевну, Анастасию Николаевну, Елизавету Федоровну, Ксению Александровну и Ольгу Александровну; великую герцогиню-мать Мекленбург-Шверинскую, вдовствующую герцогиню Саксен-Кобург-Готскую, королевское высочество Елену Петровну, принцессу Елену Георгиевну Саксен-Альтенбургскую, герцогинь Лейхтенбергскую, Сюдержанландскую и Саксонскую (вел. кн. Елизавету Маврикиевну), княжну Ирину Александровну; великих князей Михаила Александровича, Дмитрия Павловича, Андрея Владимировича, Бориса Владимировича, Кирилла Владимировича, Георгия Михайловича, Николая Николаевича, Сергея Михайловича, Петра Николаевича, Николая Михайловича, Александра Михайловича и Дмитрия Константиновича; принца Вильгельма Шведского и принца П.А. Ольденбургского; князей Иоанна Константиновича, Константина Константиновича (младшего), Гавриила Константиновича.

Самая большая группа дореволюционных съемок (фильмы и журналы, «кинолетопись») относится к периоду Первой мировой войны. 20 июля 1914 г. оператор снял на Дворцовой площади перед Зимним дворцом в присутствии Николая II и Александры Федоровны патриотическую манифестацию в день объявления Германией войны России и молебен на Красной площади [6 августа 1914 г.] в присутствии Николая II, Александры Федоровны, их детей и вел. кн. Елизаветы Федоровны. В РГАКФД имеется также фрагмент фильма «Бр. Пате» - «Высочайший смотр юнкеров в Москве и отъезд государя императора с августейшей семьей из Москвы 8 августа с.г.» со съемками А.К. Ягельского .

С началом войны разрешение проводить съемки военных действий Штабом Верховного главнокомандующего было дано только военно-кинематографическому отделу Скобелевского комитета . Взятые на работу в комитет операторы разных фирм Н.М. Топорков, И.Д. Доред, К. Новицкий, П.В. Ермолов, А.К. Ягельский, С. Зебель, Труше и Дж. Эрколь старались запечатлеть все мероприятия, в которых участвовали члены царской семьи в этот период. Фиксировались все их посещения Ставки и поездки по российским городам. Комитет стал выпускать на экраны киножурнал «Русская военная «хроника», в первой серии которого была показана зрителям встреча в сентябре 1914 г. в Барановичах Николая II с офицерами Штаба и великими князьями Николаем Николаевичем (Верховным главнокомандующим русской армией), Петром Николаевичем и Кириллом Владимировичем.

В девятой серии журнала есть съемки смотра войск Николаем II и посещение им местных лазаретов . В 1915 г. Скобелевский комитет демонстрировал на экранах страны фильмы «Падение Перемышля» и «Его Императорское Величество Государь Император в завоеванном крае», в которых показаны торжественные мероприятия в Ставке в честь победы с участием императора, вел. князей Николая Николаевича, Георгия Михайловича, Петра Николаевича, группы генералов и иностранных военных агентов при Ставке (английского генерала Г. Вильямса, бельгийского генерала де Риккеля, французского генерала маркиза де Лагиш), а также посещение Николаем II г. Львова и крепости Перемышль .

Надо отметить, что в РГАКФД имеются и отдельные сюжеты Ставки в Барановичах в 1914-15 гг.: посещение императором походной церкви и братской могилы, смотр им Уральских переносных бань и участие в религиозных шествиях .

После принятия Николаем II обязанностей Верховного главнокомандующего Скобелевский комитет в 1915-1916 гг. продолжал снимать и выпускать на экран фильмы из Ставки в Могилеве: «Принятие Его Императорским Величеством Верховного Главнокомандования и отъезд Великого князя Николая Николаевича на Кавказ», «Высочайший смотр Лейб-Гвардии Сводному казачьему полку», «Государь император с семьей в царской Ставке», «Праздник Собственного Его Величества конвоя», «Принесение поздравлений штаба Верховному Главнокомандующему государю императору по случаю праздника св. Пасхи», «Прибытие в царскую Ставку Владимирской иконы Божьей Матери», «День годовщины Верховного предводительствования Его Императорским величеством всеми сухопутными и морскими силами на театре военных действий» . В архиве имеются также интересные сюжеты 1916 г., среди которых: Николаю II и наследнику объясняют устройство зенитного орудия, установленного в кузове грузового автомобиля; Алексей смотрит в прицел зенитного орудия; Крестный ход в Ставке и водосвятие на Днепре 6 января 1916 г.; молебны; парады и т.д.

На экран выходили не только фильмы о пребывании императора в Ставке в годы войны. Нами был найден фрагмент фильма о посещении императором 10 апреля 1915 г. Самборга в Австро-Венгрии: Николай II (в казачьей форме) принимает парад войск 16-го Стрелкового императора Александра III полка; разговаривает с генералом А.А. Брусиловым и вел. князем Николаем Николаевичем . У фильма сохранился внутренний титр, но никакой информации в прессе о нем найдено не было, так что РГАКФД дополняет источниковедческую базу ранней кинохроники.

В архиве хранятся также фильмы - А.О. Дранкова 1916 г. - «Прибытие Его Императорского Величества Государя Императора с Августейшей семьей в Евпаторию» (показывающий посещение Николаем II с семьей Свято-Николаевской церкви; ханской мечети «Джума-Джами»; Караимскомго молитвенного дома; санатория для раненых) и «Поездка великого князя Георгия Михайловича в г. Владивосток» .

После отъезда великого князя Николая Николаевича в 1915 г. на Кавказский фронт ряд фильмов о его деятельности в 1915-1916 гг. на экран выпустили Скобелевский комитет и акционерное общество «Биохром». В РГАКФД имеются следующие из них: три фильма Скобелевского комитета - «Приезд и торжественная встреча наместника Его Императорского Величества на Кавказе Великого князя Николая Николаевича» (о прибытии 23 сентября в Тифлис великих князей Николая Николаевича и Петра Николаевича и посещении ими Сионского кафедрального собора); «Его Императорское Высочество Великий князь Николай Николаевич наместник Его Величества на Кавказе объезжает русско-турецкий фронт» (о смотре войск Кавказской армии в г. Карс) и «Путь борьбы кавказских героев» (в котором показаны посещение наместником лазарета и смотр войск) . Акционерное общество «Биохром» представило зрителям в 1915 году «Встречу Его Императорского Высочества Великого Князя Николая Николаевича, Наместника Его Императорского Величества на Кавказе» . В 1916 г. «под наблюдением начальника Военно-исторического отдела Кавказского военного округа и директора “Храма Славы” полковника С.С. Эсадзе» были сделаны фильмы «Геройские подвиги Кавказской армии» (показано прибытие вел. кн. Николая Николаевича и генерала Н.Н. Юденича в турецкий город Гасан-Кала) и «Покоренные турецкие города Байбурт, Эрзингян и Мамахатун и посещение их августейшим главнокомандующим Кавказской армии Великим Князем Николаем Николаевичем» (операторов И.Д. Дореда, Эрколя и П.В. Ермолова), а Скобелевский комитет представил фильм «Прибытие в Саракамыш Великого князя Николая Николаевича» .

Все перечисленные фильмы периода войны первоначально отложились в РГАКФД в размонтированном виде, и были восстановлены.

В заключение следует сказать, что киносъемок царской семьи 1917 г. в архиве нет. Есть только пересъемка текста отречения Николая II и Михаила Александровича от власти. Царская кинохроника РГАКФД в настоящее время активно используется телевидением. И перед архивистами стоит задача завершить изучение и научно-техническую реставрацию этих материалов.

Список литературы

La Production cinematographique des Freres Lumiere. Sous la direction de M. Aubert et J.-C. Seguin, BIFI. Editions Memoires du Cinema, 1996.

Киноведческие записки. 1993. №18.

Дневники императора Николая II. М., 1991.

Вишневский Вен. Документальные фильмы дореволюционной России 1907-1916. М., 1996.

You can read completely article in the russian historic-archival magazine “The Herald of an Archivist”. Read more about terms of subscription here.

Полностью материал публикуется в российском историко-архивоведческом журнале ВЕСТНИК АРХИВИСТА. Ознакомьтесь с условиями подписки здесь.