COLLECTION OF PHOTOS OF MEMBERS OF THE ROMANOV ROYAL FAMILY IN THE FUNDS OF THE KRASNOYARSK REGIONAL MUSEUM OF LOCAL LORE: THE SOURCE STUDY ASPECT

Print PDF

KUKLINSKY I.V.

COLLECTION OF PHOTOS OF MEMBERS OF THE ROMANOV ROYAL FAMILY IN THE FUNDS OF THE KRASNOYARSK REGIONAL MUSEUM OF LOCAL LORE: THE SOURCE STUDY ASPECT

И.В. КУКЛИНСКИЙ

КОЛЛЕКЦИЯ ФОТОГРАФИЙ ЧЛЕНОВ ИМПЕРАТОРСКОЙ СЕМЬИ РОМАНОВЫХ В ФОНДАХ КРАСНОЯРСКОГО КРАЕВОГО КРАЕВЕДЧЕСКОГО МУЗЕЯ: ИСТОЧНИКОВЕДЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Annotation / Аннотация

The article is devoted to the collection of photos of members of the Romanov royal family in the funds of Krasnoyarsk regional museum of local lore. Much attention is paid to the original photos illustrating travel of Tsesarevich Nicholas Alexandrovich (the future Emperor Nicholas II) through the Yenisei province and the city of Krasnoyarsk. The main interest of the article is a unique photograph of the Tsesarevich done in Krasnoyarsk in 1891.

В статье представлен обзор истории и состава коллекции фотографий членов императорской семьи Романовых в фондах Красноярского краевого краеведческого музея (КККМ). Большое внимание уделяется подлинными фотографиям, иллюстрирующим пребывание цесаревича Николая Александровича (будущего императора Николая II) в Енисейской губернии и г. Красноярске. Наибольший интерес представляет уникальный, ранее не опубликованный фотопортрет цесаревича, сделанный в фотоателье красноярского фотографа М.Б. Аксельрода.

Keywords / Ключевые слова

Source, photography, portrait, the House of Romanov, Tsesarevich, dating, annotation. Источник, фотография, портрет, императорская семья Романовых, цесаревич, датировка, аннотирование.

КУКЛИНСКИЙ Илья Владимирович – научный сотрудник фондов Красноярского краевого краеведческого музея, г. Красноярск; 8-391-265-34-86; This e-mail address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it

Красноярский городской музей (ныне Красноярский краевой краеведческий музей - КККМ) создан в 1889 г. по инициативе представителей красноярской интеллигенции. Первыми экспонатами музея стали частные пожертвования купеческих семей и ученых. В силу своей специфики, комплектование художественных фондов и различного изобразительного материала для Красноярского музея никогда не было приоритетным. С момента основания фонды музея преимущественно пополнялись археологическими и этнографическими коллекциями, предметами по зоологии, геологии и ботанике, в том числе благодаря участию сотрудников музея в научных экспедициях. Фотографии и негативы поступали в музей не часто, основным источником их поступления служили частные пожертвования.

После окончательного установления в 1920 г. в Красноярске советской власти начались реквизиции имущества церквей и купеческих семей, вследствие этого, через Коммунхоз (отдел коммунального хозяйства) помимо прочего в музей стали поступать некоторые семейные архивы и коллекции, включающие в себя и фотографии. Поступающие в музей фотографии распределялись по отделам, причем фотографии местной тематики поступали в отдел «Старого Красноярска», а фотографии, не связанные с Красноярском – в отдел «Русского быта в прошлом и настоящем». Следует заметить, что отделы естественнонаучной направленности также имели свои коллекции негативов и фотографий. В советское время фотографии и негативы дореволюционного периода, в том числе связанные с императорской фамилией, практически не использовались в текущей музейной экспозиции, научное исследование этих экспонатов производилось в недостаточной мере. В последние годы в Красноярском краеведческом музее происходит повторное открытие, изучение и музеефикация сохранившихся дореволюционных фондов.

В настоящее время фонд негативов и фотографий включает в себя более 50 тыс. единиц хранения. Большая часть экспонатов фонда посвящена истории, культуре и природе г. Красноярска и Красноярского края. В фондах КККМ сохранились подлинные фотографии, на которых представлены члены императорской фамилии и несколько фотографий, связанных с посещением цесаревичем Николаем Александровичем Енисейской губернии в 1891 г. Рассмотрим наиболее интересные фотографии в хронологическом порядке, в соответствии со временем их создания.

1. Цесаревич Николай Александрович Романов. Вероятная датировка фотографии: 1861–1863 гг. Источник и время поступления неизвестны. Фотография является самой ранней из музейного собрания, относящейся к императорской семье Романовых. Выполнена в ателье Ивана Федоровича Александровского в Санкт–Петербурге. Оборот паспарту имеет изображение двуглавого орла и надпись «J.Alexandrowsky St Petersbourg». Еще в 1859 г. И.Ф. Александровский первым из фотографов, работающих в Российской империи, получил звание «Фотограф Его Императорского Величества».

Фотография представляет поясной портрет в три четверти Великого Князя Наследника Цесаревича Николая Александровича Романова, сына Александра II, родного брата Александра III, безвременно скончавшегося 12 апреля 1865 г. Цесаревич изображен в мундире с погонами с вензелем своего отца императора Александра II.

Фигура наследника цесаревича Николая Александровича Романова была связана с Красноярском. Когда в г. Красноярске было получено известие о его рождении местные золотопромышленники приняли решение о постройке в честь этого события нового соборного храма. Семья императора Александра II приветствовала это решение и от имени младенца будущему храму была подарена мерная икона. В честь наследника храм был назван Николаевским и в 1845 г. началось его строительство по проекту столичного архитектора К.А. Тона. Однако когда в 1849 г. храм был почти окончательно выстроен вместе с колокольнею, его верхние своды обрушились вместе с куполом, а стены растрескались. Почетный гражданин г. Красноярска купец Исидор Щеголев на собственные средства по прежнему плану и на том же месте воздвиг новый храм, названный теперь Богородице–Рождественским. Освещение храма состоялось в 1861 г.

Сохранилось описание вида иконы, подаренной новому соборному храму: «Икона Рождества Пресвятой Богородицы, находящаяся в Красноярском кафедральном соборе, имеет в длину 3 четверти аршина, а в ширину 10 вершков. Вместо бордюра на правой, левой и верхней стороне ее вырезаны слова Тропаря на праздник Рождества Пр.Богородицы, а на нижней стороне отчеканено такою же вязью: “Образ сей пожертвован Государем Цесаревичем Великим Князем Николаем Александровичем в Красноярский Николаевский собор, в главный придел Рождества Богородицы”. По углам ризы вверху изображено: “1843 г. 8 Сент.”, а внизу – “1858 г. 11 Апр.” .

1 июля 1891 года цесаревичу Николаю Александровичу (будущему императору Николаю II) во время посещения г. Красноярска в Богородице–Рождественском соборе была подарена «икона Рождества Пресвятой Богородицы в золотом окладе с украшениями из жемчуга и эмали» в «благословление и память той храмовой иконы того же именования, которую изволил принести в дар сему храму в Бозе почивший Наследник Цесаревич Николай Александрович» .

2. Император Александр II. Датировка фотографии: 1860–е гг. Источник и время поступления неизвестны. Под фотографией на паспарту написано: «Светопись бывшая Левицкого. На Невском просп. против Казанск. Собора № 28».

В конце 1849 г. в столице на Невском проспекте у Казанского моста открывается «Дагеротипное заведение Сергея Левицкого», к середине 1850–х гг. ателье получило новое название «Светопись Левицкого». С 1858 по 1867 г. Левицкий работал во Франции . В 1867 г. он вновь вернулся в Россию, пользуется благосклонностью императора Александра II, дает уроки фотографии великим князьям. В одном из писем он указывает «с 1866–го г. Государь Император [Александр II] исключительно снимался в России у меня одного» .

Вероятно, фотография сделана в период, когда фотограф С. Левицкий оставил свое фотоателье и работал вне России. Фотография представляет погрудный портрет Александр II в профиль. Император изображен в венгерке лейб–гвардии Гусарского полка.

3. Император Александр II с детьми. Датировка фотографии: 1860–е гг. Согласно книге учета музейных предметов «Инвентарь отдела Русского быта в прошлом и настоящем» фотография поступила в музей в 1914 г. Источник поступления в книге не указан.

Фотография на фирменном паспарту фотоателье «N.Flavitsky». На обороте паспарту стоит тиснение «Bristol paper», т.е. паспарту изготовлено из фирменного бристольского картона. На обороте написано по–французски: «Photographie de N.Flavitsky ci devant Alexandrovsky Photographe de Sa Majeste L'Empereur Perspective de Nevsky №24 Maison de L'Eglise de St.Pierre St. Petersbourg». Действительно в 1866 г. И.Ф. Александровский продал свое ателье Николаю Дмитриевичу Флавицкому, брату художника Константина Дмитриевича Флавицкого.

Император Александр II изображен с дочерью великой княжной Марией Александровной (1853–1920) и сыном великим князем Владимиром Александровичем (1847–1909). У ног императора лежит его собака сеттер Милорд.

Исходя из того, что изображение на фотокарточке имеет достаточно плохое качество, возраст детей не соответствует времени работы ателье Флавицкого (после 1866 г.), а также тому факту, что бакенбарды еще не соединены подусниками с усами, как на всех портретах императора Александра II, начиная с середины 1860–х гг., можно утверждать, что оригинальная фотография была снята еще И.Ф. Александровским, в начале 1860–х гг, а новый владелец фотоателье Н.Д. Флавицкий во второй половине 1860–х выполнил тираж новых фотокарточек со старых негативов, либо сделал пересъемку с фотографии.

4. Император Александр II. Датировка фотографии: 1866–1869 гг. Источник и время поступления неизвестны. Под фотографией на паспарту написано: «Левицкий на Мойке, 30. С.Петербург».

Фотография сделана после возвращения фотографа С. Левицкого в Россию (см. фотографию за № 3). Фотография представляет поколенный портрет Александра II в фас. Император изображен в венгерке лейб–гвардии Гусарского полка.

5. Цесаревич Александр Александрович, цесаревна Мария Федоровна и их свита. Датировка фотографии: 14 июля 1869 г. Источник и время поступления неизвестны.

Под фотографией на паспарту напечатана подробная аннотация: их императорские высочества государь наследник Цесаревич Александр Александрович, государыня наследница Цесаревна Мария Федоровна, Д[ействительный] с[татский] с[оветник Николай Александрович] Качалов, гофмаршал В.В. Зиновьев, Доктор ст[атский] с[оветник] Г.И. Гиршь, Д[ействительный] с[татский] с[оветник Федор Адольфович] Оом, флигель адъютант П.А. Козлов, Профес. живописи А.П. Боголюбов, гофмейстерша Кн[ягиня] Ю.Ф.Куракина, фрейлина Княжна А.А. Куракина, Д[ействительный] с[татский] с[оветник] И.К. Бабст, сенатор т[айный] сов[етник] К[онстантин] П[етрович] Победоносцев.

Под аннотацией к фотографии написано: «Фотограф их императорских высочеств М. Настюков в Москве у Мясницких ворот». Нижний–Новгород 14 июля 1869 г.

Известно, что в 1868 г. Михаил Петрович Настюков получил звание «фотографа его Императорского Высочества Государя Наследника Цесаревича Александра Александровича» , а с 1869 г. в летние месяцы он «работал в Нижнем–Новгороде на ярмарке, в “фотографической линии”» . Государь наследник цесаревич Александр Александрович и государыни наследница цесаревна Мария Федоровна в сопровождении свиты с 16 июля совершали путешествие по Волге на пароходе «Счастливый». Тсделан на пленере во время посещения цесаревичем Нижегородской ярмарки, перед отправкой в путешествие по России.

6. Цесаревич Александр Александрович. Датировка фотографии: 1877–1881 гг. Источник и время поступления неизвестны.

Под фотографией на паспарту написано: «Левицкий и сын. Фотографы их императорских величеств. Санкт–Петербург». Звание фотографов их императорских величеств Сергей Львович Левицкий и его сын Лев Сергеевич удостоились в 1877 г. и тогда же фотоателье получило новое название «Левицкий и сын» .

Цесаревич Александр Александрович (с 1881 года – император Александр III) изображен в мундире с погонами, на которых вензель императора Александра II. Под воротником цесаревича орден Святого Георгия II степени (получил в 1877 г.), под аксельбантом видна часть ордена св. Владимира I степени, на груди большой крест ордена Данеброг.

7. Пароход «Св. Николай» на пристани в селе Березовском. Датировка фотографии: 1 июля 1891 года. Фотография поступила в музей в 1923 г. из семьи знаменитого красноярского купца и библиофила Геннадия Васильевича Юдина (1840–1912). В нижнем углу фотографии тиснение - П. Милевский. На обороте фотографии написано: «Проезд наследника Николая Александровича Романова через с. Березовское. Пароход «Николай» у пристани».

В 1891 г. иркутский фотограф Петр Адамович Милевский по заданию Восточно–Сибирского отдела Императорского Русского географического общества был откомандирован для съемки путешествия цесаревича Николая Александровича (будущего императора Николая II) по Сибири. Фотограф побывал во многих населенных пунктах и городах Сибири, фиксируя сцены приезда, встречи наследника, посещения им различных учреждений и заведений . Вероятно, фотография была приобретена Г.В. Юдиным лично у фотографа.

Фотография сделана в день приезда цесаревича Николая Александровича в с. Березовское. На фотографии изображен пароход известного сибирского купца Александра Михайловича Сибирякова «Св. Николай», на котором цесаревич отправился в Красноярск. Снимок сделан со стороны спускающейся к пристани дороги, которая украшена флагами, и живыми деревьями. На пароходе достопочтенного гостя ожидает команда парохода и пассажиры.

Следует заметить, что Николай Александрович был не первым представителем Романовых, посетивших Красноярск. В 1871–1872 гг. на фрегате «Светлана» сын императора Александра II великий князь Алексей Александрович Романов (1850–1908) совершил путешествие к берегам Америки, Японии и Китая. Возвращаясь обратно в июне 1873 г. он посетил Енисейскую губернию и Красноярск.

8. Вид дороги у пристани в селе Березовском в день приезда Цесаревича Николая Александровича. Датировка фотографии: 1 июля 1891 года. Как и предыдущая, эта фотография поступила в музей в 1923 г. из семьи Г.В. Юдина. В нижнем углу фотографии тиснение - П. Милевский. На обороте написано «Проезд наследника Николая Александровича Романова через с. Березовское. Дорога от села к пристани». Вероятно, фотография была приобретена Г.В. Юдиным лично у фотографа.

Фотография сделана в день приезда цесаревича Николая Александровича в с. Березовское. На снимке представлены украшенные флагами и гирляндами из живых цветов триумфальная арка и дорога, спускающаяся к пристани. Чтобы увидеть цесаревича у дороги и около пристани собралось большое количество людей.

В книге князя Э.Э. Ухтомского описан момент пребывания цесаревича в с. Березовском: «В 8 часов утра следующего дня Его Высочество изволил направиться к г. Красноярску. В селе Березовском Высочайший поезд был встречен массою народа, ожидавшего с неописанным восторгом увидеть Высокаго Гостя. По прибытии к триумфальной арке, украшенной живыми цветами и зеленью, Государь наследник изволил выйти из экипажа и следовать с горы на приготовленный для Его Высочества пароход Сибирякова «Св. Николай» пешком .

9. Выход Цесаревича из Дома И.Г. Гадалова в г. Канске. Датировка фотографии: июнь 1891 г. Источник и время поступления фотографии неизвестны, однако, вероятнее всего, она как и рассмотренные выше фотографии № 7 и № 8 поступила в музей из семьи Г.В. Юдина.

На обороте фотографии стоит штамп «Фотография А.М. Злобкова». Фотоателье томского мещанина А.М. Злобкова находилось в Красноярске с 1880–х гг. На лицевой стороне в углу фотографии видна неподлинность тиснения «П. Милевский»", т.е. фотография является пересъемкой фотографа Злобкова с подлинной фотографии иркутского фотографа Милевского. Подлинной фотографии Милевского в фондах КККМ не обнаружено.

На обороте фотографии написано: «Городской голова Алексей Михайлович Шарапов с депутациею от граждан города Канска, 29 числа июня 1891 года в 7–м часов утра провожал Его императорское Высочество государя наследника цесаревича Николая Александровича».

Интересно, что на сайте http://www.pribaikal.ru, где рассказывается о «сибирском следе» Петра Милевского, аналогичная фотография имеет аннотацию: «Цесаревич Николай во время посещения Иркутской золотосплавочной лаборатории. Фото П.А. Милевского. 1891. Собрание НБ ИГУ». Действительное место действия на этой фотографии еще требуется установить.

10. Цесаревич Николай Александрович. Датировка фотографии: 1889–1890 гг. Источник и время поступления неизвестны.

Вероятно фотография сделана накануне отъезда цесаревича в кругосветное путешествие. Фотография имеет плохое качество. Фотография является пересъемкой с фотографии, сделанной в одном из столичных фотоателье.

Цесаревич изображен в мундире лейтенанта флота, флигель–адьютанта, с лентой и звездой ордена Святого апостола Андрея Первозванного, с коронационной медалью Александра III, со знаком за службу в Императорской свите.

11. Цесаревич Николай Александрович. Датировка фотографии: 1889–1890 гг.

Точные источник и время поступления неизвестны, однако в одной из старых инвентарных книг есть запись о поступлении «Портрета Николая II в бытность наследником» от знаменитой красноярской семьи Шепетковских. В фондах КККМ есть два варианта этого портрета разных форматов.

Известно. что свои фотопортреты цесаревич лично раздавал во время своего пребывания в г. Красноярске. В Енисейских епархиальных ведомостях указывается что цесаревич «удостоил Архипастыря [Епископа Енисейского и Красноярского Тихона] пожалованием драгоценнейшего подарка – Своего фотографического портрета с Собственноручною подписью Своего Августейшего Имени» . А в памятной книжке Енисейской губернии указывается о других высших лицах, которым были пожалованы портреты цесаревича: господин Енисейский губернатор Л.К. Теляковский получил «большой портрет Его Высочества в футляре, в серебряной раме, с собственноручною подписью», «командир казачьей сотни господин Яненко – портрет Его Высочества в футляре», заместитель городского головы господин Матвеев – также портрет Его Высочества в футляре . Вероятно кто–то из тех, кому был пожалован портрет цесаревича, впоследствии передал его в музей.

12. Цесаревич Николай Александрович. Датировка фотографии: 1 июля 1891 г. Источник и время поступления неизвестны.

Фотография наклеена на фирменное паспарту ателье «Аксельрод» в Красноярске. У нижнего края паспарту написано «Фот. Аксельрод Красноярск» и стоят инициалы «Р» и «А». На обороте фотография неверно подписана шариковой ручкой кем–то из музейных сотрудников как «Царь Александр II».

Цесаревич Николай Александрович изображен в мундире с лентой и звездой ордена Святого апостола Андрея Первозванного, с орденом Святого Владимира IV степени, с большим крестом ордена Спасителя (Греция), с коронационной медалью Александра III.

Есть основания полагать, что эта фотография является подлинным снимком молодого цесаревича Николая Александровича во время его пребывания в г. Красноярске 1 июля 1891 г. Эта фотография нигде ранее не публиковалась, а значит, расширяет круг фотографических портретов Николая Александровича Романова в бытность цесаревичем. О фотоателье «Аксельрод» известно, что его владельцем был крестьянин–поселенец (из свободного состояния) Михаил (Мендель) Борисович (Борухович) Аксельрод. Первые навыки фотодела М.Б. Аксельрод получил, работая помощником у старейших красноярских фотографов Г.Ф. Кеппеля и А. Нитрам .

В начале 1880–х гг. его жена Регина (Рошна) Осиповна Аксельрод получила разрешение открыть в г. Красноярске фотографическое заведение . Именно поэтому в конце 1880–х гг. и в начале 1890–х на паспарту фотографии «Аксельрод» стоят инициалы Р.А., либо Р.I.А. С середины 1880–х гг. М.Б. Аксельрод по заказу местных властей занимался съемкой портретов государственных преступников, проезжающих к месту ссылки через Красноярск. Фотоателье находилось на главной городской улице – Воскресенской. В фондах музея есть две фотографии 1886–1887 гг. с видами центральной городской улицы, на которых можно видеть здание фотоателье с вывеской «Моментальная фотография Аксельрод», а также рекламное объявление 1894 г. о работе фотоателье. О том, как выглядел сам М.Б. Аксельрод, мы можем судить по портретам, сохранившимся в фондах КККМ.

В фондах КККМ сохранилось большое количество фотокарточек, сделанных в фотоателье Аксельрод. Сопоставляя различные модификации фирменных паспарту фотоателье, а также дарственные надписи на фотокарточках, удалось установить, что паспарту такой модификации, как с портретом цесаревича, вероятно использовалось с 1890 по 1893 г. То есть именно в тот период, когда город посетил цесаревич Николай Александрович.

В 3–м томе издания кн. Э.Э. Ухтомского «Путешествие Государя императора Николая II на Восток» описывается пребывание цесаревича в Красноярске и посещение им «выставки сельского хозяйства и промышленности кустарных изделий и местных научных прикладных предметов» и говорится, что «лучшая в Красноярске фотография Аксельрода показала на выставке несколько недурных своих работ» . В 1892 г. за участие в выставке М.Б. Аксельрод получил похвальный отзыв Красноярского отдела Императорского московского общества сельского хозяйства. Упоминание фотографии «Аксельрод» как лучшей в Красноярке может говорить о том, что цесаревич и его приближенные обратили внимание на работы фотоателье.

Вероятно там же на выставке лично присутствовал и сам хозяин ателье М.Б. Аксельрод, его могли представить цесаревичу. Спутники Николая Александровича могли также предложить ему сделать фотопортрет, либо сам цесаревич изъявил желание сделать фотографию, памятуя о том, что его родитель упрекал его: «Ты нам совсем не присылаешь никаких фотографий, снятых во время путешествия, а теперь именно интересно их иметь...» . Однако факт пребывания цесаревича в фотоателье «Аксельрод» не зафиксирован ни в Памятной книжке Енисейской губернии 1891 г., ни в Енисейских Епархиальных ведомостях, ни в книге Э.Э. Ухтомского, хотя все передвижения цесаревича расписаны буквально по часам, а съемка в фотоателье могла в среднем занимать до часа времени. Возможность съемки цесаревича путем репортажной съемки без приглашения в ателье отпадает, так как М.Б. Аксельрод не имел такой практики (помимо портретов он занимался только видовой съемкой города и его окрестностей), и, вероятно, не имел подходящих для такой съемки фотоаппарата и объектива. За возможность посещения цесаревичем фотоателье «Аксельрод», помимо прочего, также говорит тот факт, что оно находилось на одной улице, недалеко от дома красноярского купца Н.Г. Гадалова, где останавливался цесаревич.

13. Принцесса Виктория Алиса Елена Луиза Беатриса Гессен–Дармштадтская (впоследствии императрица Александра Федоровна). Датировка фотографии: 1894 г. Источник и время поступления неизвестны.

Фотография на фирменном паспарту ателье Густава Брандзефа (Gustav Brandseph) в Дармштадте. На лицевой стороне на паспарту написано «Atelier Brandseph Darmstadt». Под фотографией написано «gesetzlich gesch?tzt» — «охраняется законом». В углу фотографии стоит тиснение «1894». На обороте паспарту написано «Gustav Brandseph Darmstad 37 Riedeselstrasse 37».

8 апреля 1894 г. в замке Розенау в окрестностях Кобурга состоялась помолвка цесаревича Николая Александровича и принцессы Алисы Гессен–Дармштадтской. Следующие месяцы Алиса изучала основы православия и русский язык. 10 октября 1894 г. она приехала в Крым, в Ливадию, где пробыла вместе с императорской семьей до дня смерти императора Александра III — 20 октября. На следующий день 21 октября 1894 г. она там же приняла через миропомазание православие с именем Александра и отчеством Федоровна (Феодоровна). Вероятно фотография сделана за несколько месяцев до ее отъезда в Ливадию и представляет один из последних портретов принцессы Алисы Гессен–Дармштадтской, перед тем как она приняла православие, обвенчалась с императором Николаем II и стала императрицей Александрой Федоровной.

14. Встреча Наследника Цесаревича и его невесты в Алуште. Датировка фотографии: 10 октября 1894 г. Источник и время поступления неизвестны.

Фотография наклеена на фирменное паспарту. На лицевой стороне паспарту стоит тиснение «J.Semenoff a'Jalta», под фотографией наклеена подпись «Встреча Наследника Цесаревича и Его Высоконареченной Невесты в Алуште 10 октября 1894 года».

В своем дневнике в этот день цесаревич Николай Александрович пишет «В 9.30 отправился с дядей Сергеем в Алушту, куда приехали в час дня. Десять минут спустя из Семфирополя подъехала моя ненаглядная Аликс [принцесса Алиса] с Эллой. После завтрака сел с Аликс в коляску и вдвоем поехали в Ливадию» . Великий князь Сергей Александрович в своем дневнике пишет: «...завтракали и поехали: Ники с невестой – я с женой [Великой княгиней Елизаветой Федоровной] сзади... парадная встреча и молебен в церкви – Alix помещена в фрейл доме» .

На фотографии представлены сидящие в коляске цесаревич Николай Александрович и его невеста принцесса Алиса Гессен–Дармштадтская. В глубине кадра за коляской видна великая княгиня Елизавета Федоровна. Коляска цесаревича окружена многочисленными людьми.

15. Николай II и императрица Александра Федоровна с великой княжной Ольгой. Датировка подлинного семейного портрета: 1895 г. Источник и время поступления неизвестны.

Из–за плохого качества изображения можно предположить, что фотография является местной (красноярской) дореволюционной пересъемкой с подлинной фотографии, сделанной в одном из столичных фотоателье.

16. Император Николай 2–ой и императрица Александра Федоровна в группе солдат Преображенского полка в Царском селе. Датировка фотографии: 1911–1915 гг. Источник и время поступления неизвестны.

Фотография имеет примечательную легенду. Она была случайно обнаружена в 2011 г. Фотография служила задником для оформленной под стекло в раму фоторепродукции картины Василия Ивановича Сурикова «Боярыня Морозова», принадлежащей его брату Александру Сурикову. Фоторепродукция выполнена в ателье Карла Фишера. О желании подарить брату репродукцию «Боярыни Морозовой», Василий Иванович сообщает в письме от 24 марта 1900 г.: «Я хочу [...] послать тебе для казаков олеографии с “Ермака” и для тебя тоже и “Боярыню Морозову” – фотографию» . На паспарту репродукции имеется дарственная подпись В.И. Сурикова.

Вероятно, фотография императора Николая II и императрицы Александры Федоровны была приложена в качестве задника для репродукции картины В.И. Сурикова после того, как репродукция поступила в музей в 1921 г. от А.И. Сурикова. Фотография не была аннотирована, не имела никаких музейных номеров или штампов. Под фотографией справа на паспарту стоит тиснение: «С.Е.de Hahn & Co. Tsarkoe Selo». С обратной стороны паспарту в виде виньетки оформлена подпись: «Фотограф его величества К.Е. фон Ган и Ко. Царское село. Телефон». Всего на фотографии представлено в рост и фрагментарно не менее 76 человек, в том числе в центре кадра стоит император, императрица, а также неустановленная женщина.

Сведения о «фотографе его величества К.Е. фон Ган и Ко» весьма противоречивы. В литературе указывается, что фотоателье содержала Казимира–Людвига Евгеньевна Якобсон, урожденная фон Ган, совладельцем был Александр Карлович Ягельский, а позднее совладелицей стала Ванда Заельская. C 1911 г. А.К. Ягельский получил звание «Фотограф двора Его Императоркого Величества» . Также указывается что именно А.К. Ягельский с 1 августа 1900 г. начинает заниматься кинематографическими съемками . Хотя в своих дневниках Николай II говорит именно о мужчине фотографе и кинематографисте с именем Ган (!): «Вечером смотрели разные сцены кинематографа Гана» (запись от 17.10.1904 г.), «Ган показывал наверху кинематограф» (запись от 09.09.1906 г.), «Смотрели вместе огромную коллекцию фотографий Гана из поездки в шхеры» (запись от 13.11.1906 г.), «Долго гулял и катался с детьми с горы. От 5 час. до 6 1/4 Ган показывал им кинематографич. снимки — комические и из пребывания на “Штандарте”» (запись от 20.01.1907 г.), «После обеда рассматривали фотогр. Гана» (запись от 13.08.1915 г.) и т.д.

17. Император Николай II награждает офицеров в Царском Селе. Датировка фотографии: 1911–1916 гг. Источник и время поступления неизвестны.

Фотография не имеет паспарту. На обороте фотографии стоит штамп «Фотограф его Величества К.Е. фон Ган и Ко. Царское село».

Анализируя рассмотренные выше фотографии, а также некоторые фотографии, не вошедшие в обзор, можно отметить несколько ключевых моментов.

Во–первых, примечателен факт, что в фондах Красноярского краевого краеведческого музея, а вернее даже не в фондах, а в музейном изоляторе, силами музейных сотрудников сохранилась столь обширная коллекция подлинных дореволюционных фотографий, связанных с императорской семьей Романовых. Возможно, эти фотографии сохранились именно потому, что они в советское время не были внесены в учетные книги, им не были присвоены номера, и они так и оставались безномерными, безымянными предметами. Есть вероятность, что если бы эти фотографии числились в фондах, то их могла ожидать участь сотен скульптурных памятников царской России, которые были свергнуты со своих пьедесталов и разрушены в годы советской власти.

Во–вторых, примечателен факт, сколь широкое хождение имели в среде красноярской интеллигенции и купечества фотографические портреты представителей Дома Романовых. Очевидно, что спрос на подобную продукцию был, однако фотографии столичных фотоателье не продавались в регионах, так что местные фотографы делали пересъемку с привезенных из Москвы и Петербурга фотокарточек и продавали копийные фотографии, лишенные каких–либо выходных данных. В фондах КККМ сохранились как подлинные снимки, так и копийные. К сожалению, в большинстве случаев мы не можем установить, когда и от кого именно поступили фотопортреты представителей Дома Романовых в фонды музея.

В–третьих, до сих пор нет полноценных книг и альбомов, где бы по принципу каталога или энциклопедии были собраны подлинные фотографические портреты представителей Дома Романовых, так что любой историк и музейный работник мог в таком издании уточнить все необходимые ему сведения.

Список литературы

Приснопамятный день для Енисейской епархии, – 1 июля 1891 года // Енисейские Епархиальные ведомости. 1891. 1 августа. № 15 (Красноярск).

Левицкий С.Л. Как я сделался фотографом // Фотограф–любитель. 1896. № 6.

Попов А.П. Из истории российской фотографии / Российская государственная библиотека искусств. М.: Издательство Моск. ун–та, 2010.

Нижегородская фотография. Город. Люди. События. 1843–1917. Альбом. Нижний Новгород: ДЕКОМ, 2007.

Шипова Т.Н. Фотографы Москвы (1839–1930): Биографический словарь–справочник. М.: Совпадение, 2006.

Сабурова Т.Г. Портрет в русской фотографии. Избранные произведения 1850–1910–х гг. из собрания Государственного Исторического музея. М., 2006.

Манушкина Е.Г. История Байкальской Сибири в собрании фотографий Иркутского областного краеведческого музея // Сборник докладов международной конференции «Фотография в Музее: условия хранения и экспонирования». Центр «Росфото». СПб., 2009.

Ухтомский Э.Э. Путешествие Государя Императора Николая II на Восток (в 1890–1891). Т. III. СПб., 1897.

Суриков В.И. Письма. Воспоминания о художнике / Сост., коммент. Н.А. и З.А. Радзимовских, С.Н. Гольдштейн. Л.: «Искусство», 1977.

You can read completely article in the russian historic-archival magazine “The Herald of an Archivist”. Read more about terms of subscription here.

Полностью материал публикуется в российском историко-архивоведческом журнале ВЕСТНИК АРХИВИСТА. Ознакомьтесь с условиями подписки здесь.